Четырёхчасовой разговор между журналистом Брайаном Вильямсом и Эдвардом Сноуденом был показан в эфире телеканала NBC вечером 28 мая в формате 60-минутного интервью.
В ответ на вопрос ведущего об отношении к «нетрадиционному врагу, «Аль-Каиде», и о том, как предотвратить дальнейшие нападения этой организации и других террористических группировок, Сноуден заявил, что у спецслужб США была вся необходимая информация для предотвращения атаки, но они действовали некомпетентно.
«Знаете, у нас ведь была вся необходимая информация, которая была нужна для планирующегося теракта. У нас были все телефонные переговоры и ЦРУ знало, кто эти парни. Проблема не в том, что мы не смогли раздобыть нужную информацию, проблема в том, что мы просто не поняли что значит эта информация», — заявил Сноуден.
«Проблема в том, что массовая слежка собирает столько информации, что справиться с ней уже невозможно. В этом «стоге сена», который мы собрали, есть информация о каждом американце, но её столько, что мы уже ничего не понимаем, — продолжил Сноуден. — Если мы собираем эту информацию, а потом оказывается, что она не служит нашей безопасности, обладая этой информацией, мы допускаем такие события, как теракт на Бостонском марафоне, пропускаем этих ребят, имена, которых русские спецслужбы нам называли заранее, можем ли говорить, что это лучший способ спасти жизни американцев?».
С свою очередь, директор АНБ во время работы там Сноудена, генерал Кит Александер, одобрил метод сбора разведывательных данных, когда агентство стало собирать буквально всю цифровую информацию какую только можно собрать.
«Вместо того, чтобы искать иголку в стоге сена, его подход был: «Давайте собирать весь стог сена», — говорит Сноуден о работе Кита Александера.
В первом телевизионном интервью после публикации разоблачений Эдвард Сноуден также рассказал, что намерен обратиться к властям России с просьбой о продлении предоставленного временного убежища, срок действия которого истекает 1 августа текущего года.
«Когда срок предоставления убежища будет подходить к концу, тогда, конечно, я подам заявление о его продлении», — подтвердил Сноуден. При этом он отметил, что считает себя патриотом и хочет вернуться в США. «Если бы я мог поехать в любое место в мире, я выбрал бы возвращение домой», — признался Сноуден.
Сноуден также заявил, что никоим образом не сотрудничает с властями России. «У меня нет никаких отношений с российским правительством. Я никогда не встречался с президентом России. Правительство России меня не поддерживает. Я не получаю никаких денег от правительства России. Я не шпион — вот в чём состоит суть вопроса», — сказал он.
Бывший сотрудник американских спецслужб заявил, что не вывозил с собой в Россию никаких секретных документов, касающихся деятельности разведки. «Я ничего не привез с собой в Россию», — подчеркнул он. По словам Сноудена, все имевшиеся у него секретные материалы он передал журналистам до вылета в Москву и теперь не имеет к ним никакого доступа. При этом Сноуден заявил, что спецслужбы США понятия не имеют, какие именно документы он успел изъять, — а речь идёт о 1,7 миллионов документов.
В опубликованных ранее эпизодах интервью американскому телеканалу NBC бывший сотрудник спецслужб США Эдвард Сноуден сказал, что никогда не планировал оставаться в России. А вопрос о причинах его пребывания в Москве надо адресовать Государственному департаменту США.
Госсекретарь США Джон Керри в ответ на это заметил, что Сноудену никто не запрещает сесть на самолёт и прилететь в США. «Он может вернуться домой, но он скрывался от правосудия, поэтому он не имеет права путешествовать по миру», – добавил глава американской дипломатии.
Эдвард Сноуден также рассказал журналистам, что был не просто системным администратором в спецслужбах. «Меня «выучили на шпиона» - в традиционном смысле этого слова. Я жил и работал под прикрытием за рубежом. Я притворялся, что работаю – на выдуманной работе. Я даже действовал под вымышленным именем», – признался Сноуден в интервью NBC.
В 2013 году Эдвард Сноуден бежал из США в Гонконг, откуда, как планировалось, должен был отправиться на Кубу транзитом через Москву. Однако самолёт на Гавану из «Шереметьево» улетел без него. Вскоре Сноуден получил в России временное убежище сроком на 1 год.
По словам журналиста Гленна Гринвальда, есть большая доля уверенности, что этот срок будет продлён. Если вдруг этого не случится, то сегодня целый ряд стран демонстрирует готовность обеспечить Сноудену безопасность. Бразилия, Венесуэла, Боливия и Никарагуа уже предложили ему убежище. В Германии идет оживлённая дискуссия по этому вопросу.