Президент Турции Гюль перехватывает инициативу
В свою очередь Эрдоган в Баку на совместной с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым пресс-конференции заявил следующее: «Мы так близко связаны с народом, что на муниципальных выборах мы завоевали 46% голосов и выиграли. Мы являемся партией 77 миллионов человек и 780 тыс. квадратных метров территории». В Турции действительно проживает около 78 миллионов человек. Право голоса имеют 52 миллиона. Но партия, набравшая на выборах только 46% голосов граждан страны, никак не может называться «партией всего народа».
Похоже, что к рокировке Гюль-Эрдоган подталкивают определённые круги в правящей партии. Дело в том, что Эрдогану не удалось провести конституционные поправки, наделяющие президента повышенными полномочиями, то есть преобразовать Турцию в президентскую республику. Поэтому, если предположить, что Эрдоган будет избран президентом, то, вероятно, должность главы правительства достанется Гюлю, что неизбежно приведёт к смене курса во внутренней и во внешней политике. Так может состояться «переворот по-турецки». Но это только один из вариантов.
Союз Гюля и Эрдогана пережил множество кризисов. Гюль не раз занимал позицию по разным вопросам, отличную от позиции Эрдогана. Так в вопросе потрясших страну коррупционных деяний членов правительства, в результате которых были арестованы влиятельные бизнесмены, дети министров, были отправлены в отставку некоторые министры, Гюль заявил, что «общество будет разлагаться в случае сокрытия коррупционных деяний», и подчеркнул, что» вопрос нужно довести до конца». В то время, как Эрдоган назвал антикоррупционную операцию «Большая взятка» попыткой «подорвать авторитет действующей власти», «внешним заговором», и провёл массовые увольнения в рядах полиции и прокуратуры. Тем не менее, есть основания предполагать, что именно под давлением Гюля Эрдоган пошёл на серьёзные кадровые перестановки в правительстве, что косвенно подтверждало известную мысль - «дыма без огня не бывает». В тактическом отношении это было ошибкой Эрдогана.
На наш взгляд, так был обозначен первый этап перехвата политической инициативы в стране Гюлем, который считает себя, как и Эрдоган, основателем правящей партии «Справедливость и развитие». Второй этап может состояться в случае, если Гюль не согласится на рокировку и во второй раз выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах. В дальнейшем это лишает Эрдогана возможности остаться на высоком государственном посту, поскольку по положению он не имеет права в третий раз возглавлять правительство. Но даже в случае, если это положение будет изменено, политическая судьба Эрдогана будет решаться весной 2015 года, когда намечено провести парламентские выборы. Если определившийся по итогам выборов 30 марта баланс политических сил в Турции сохранится, то партия «Справедливость и развитие» утеряет монополию на власть и будет вынуждена пойти на формирование коалиционного правительства, но уже без премьерства Эрдогана.
Интрига не только в этом. После региональных выборов многие турецкие и западные эксперты заявили, что дилемма «Эрдоган или Гюлен» оказалась ложной: Гюлен проиграл. Но так ли это? Конечно, Эрдоган, и Гюль позиционируют себя приверженцами ислама суннитского толка. Но, по имеющейся информации, Эрдоган тесно связан с орденом Накшбанди, в то время, как Гюль квалифицируется экспертами в качестве сторонника известного богослова Фетуллы Гюлена. Поэтому не исключено, что Гюль и Эрдоган могут пойти на открытый разрыв в результате раскола правящей партии, в которой гюленистов ещё достаточно много.
REX уже сообщало, что оппозиционные партии на президентских выборах 10 августа намерены выдвинуть своего единого кандидата. По словам лидера Народно-Республиканской партии Кемаля Кылычдароглу, «кандидат должен быть не очень известной политической фигурой и не сильно ассоциироваться с одной партией, но при этом устраивающий все слои населения». По имеющимся сведениям, такая кандидатура уже давно подобрана сторонниками Гюлена. Но она вступит в бой в случае выдвижения кандидатуры Эрдогана на пост главы государства. В то же время есть основания предполагать, что силы оппозиции готовы вступить в альянс с президентом Гюлем.
Эрдоган вступил в схватку с гвардией правящей партии, которая не разделяет его взгляды на некоторые важные проблемы. Речь идёт, прежде всего, о курдском вопросе, участии Турции в сирийском кризисе, провале во внешней политике даже на западном направлении, лишение поддержки со стороны либерально-демократической части общества. В этой связи турецкие эксперты не раз заявляли автору, что Эрдогана будут выдавливать из «большой политики» главным образом через электоральные процессы. Так что предстоящие президентские выборы в Турции станут сложнейшим испытанием и для правящей партии, и для самого Эрдогана.
Источник: iarex.ru.
Рейтинг публикации:
|