В течение всего воскресного дня нервозность в Турции нарастала. В 16:00 участки закрылись на востоке, в 17:00 - на западе страны. Известие, что в провинции Хатай произошла драка избирателей с летальным исходом, оправдало самые мрачные ожидания. В течение дня из различных провинций (преимущественно, юго-восточных) поступала информация о подобных происшествиях, в которых оппоненты использовали камни, ножи и даже огнестрельное оружие. К вечеру ситуация начала приобретать черты вооружённого конфликта на турецко-сирийской границе. В общей сложности жертвами потасовок стали девять человек, десятки получили ранения.

Накануне выборов появились слухи, что данных exit-poll не будет вовсе, а результаты начнут объявлять около 22:00 по местному времени. Однако первые данные появились уже около 20:30. Причём цифры близкого к оппозиции агентства Cihane и государственного Anadolu сильно разнились.

О явке так и не было сказано, хотя в течение дня люди из правительственной партии утверждали, что она высокая. Расхождение в данных. представленных разными изданиями, объяснили тем, что агентства не уточняли, откуда поступает информация, и предпочитали печатать цифры по тем участкам, где их кандидаты имели преимущество. Представители Cihane заявили, что они отвечают за каждую сотую долю процента и дают только те цифры, которые получают от избиркома. Председатель ЦИК пообещал, что со всеми ведомостями по всем участкам можно будет ознакомиться на их сайте.

Норы ассасинов
В 23:40 в воскресенье премьер Эрдоган с женой и сыном появились на балконе перед своими сторонниками. Напомним, информация о том, что глава правительства якобы обсуждал с сыном необходимость избавиться от наличных денег, полученных от инвесторов, стала поводом для скандала, который в конечном итоге привёл к закрытию в Турции доступа к Twitter.

Премьер показал знак «Рабийя» - знак солидарности с арестованными и убитыми во время военного переворота в Египте в августе 2013 года. Видимо, это означало, что переворот в Турции не прошёл.

В своей 40-минутной речи Эрдоган благодарил «всех братьев, которые молились» за них, особо выделив «палестинских братьев». При этом глава правительства не называл конкретных имён своих врагов, употребляя местоимение «они». «Они сказали, что будет хаос, - и мы его увидели. Они хотели ввергнуть страну в хаос до такой степени, что прослушивали наш МИД. Мы войдём в их норы!» - обещал премьер под одобрительные крики толпы.

Стоит вспомнить, что 13 лет назад Джордж Буш также грозил «войти в норы» тех, кто атаковал башни-близнецы, после чего начались бомбардировки Афганистана, а затем и Ирака.

Вскоре премьер сменил объект своих гневных высказываний. «Сирия сейчас находится с нами в состоянии войны. Любое покушение на могилу Сулейман-шаха будет воспринято как нападение на Турцию», - заявил Эрдоган. Тем самым он вольно или невольно подтвердил, что секретный разговор об этом мавзолее как о casus belli имел место. Напомним, что в последней предвыборной скандальной прослушке будто бы обсуждался вариант: не ударить ли по мавзолею силами своих лазутчиков, чтобы дать повод для вторжения Турции в Сирию. После утечки этой информации в Турции запретили YouTube. «Результаты голосования показывают не столько то, кто выиграл, сколько то, кто проиграл. Политика без морали и планов проиграла. Если бы у вас не было этих записей, что бы вы вообще могли сказать?», - подвёл итог премьер.

Демократия - это праздник
Оппозиция так и не вышла на улицы. А в запрещённом Twitter общались пользователи, которые ожидали продолжения протестов, как это было прошлым летом. Однако в городе царил привычный туристический и торговый настрой. Выделялись саудовские гости - они ходили в шубах.

Главный оппозиционер Мустафа Сарыгюль на своём избирательном участке в преуспевающем буржуазном районе Шишли заявил, что его сторонникам звонили неизвестные от имени партии и убеждали их, что митинга в воскресенье вечером не будет.

В интервью RT Сарыгюль сообщил, что его партия не решила, будет ли проводить митинг на площади Таксим. «Оценим результаты, и тогда, может быть, соберём митинг. Пока мы наблюдаем, - сказал он. – Если бы выборы были честными, то мы бы выиграли». При этом Сарыгюль обошёл вопрос о том, будет ли его партия митинговать против результатов выборов.

Кандидат правящей партии Кадир Толбаш (ПСР) является мэром Стамбула уже десять лет. Он тоже верил в демократию. И не ошибся. По его словам, при демократии выборы - это праздник. Он призвал своих последователей «вместе выйти в путь как одна семья и одна нация». «Какой бы ни был результат, победит демократия», - заявил Толбаш.

Третий кандидат - от партии националистов MHP (Партия национального действия) Расим Аджар в интервью RT сразу сказал, что в митингах они не собираются принимать участия. Он говорил о большом количестве политических игр с молодёжным крылом партии. Аджар заверил, что его молодые сторонники ни в каких акциях не принимали и не принимают участия. А всех, кто представляется их именем, обвинил в провокациях.