Валентин Катасонов
Демонтаж ГМВТ ускорил развал и гибель СССР, полагает профессор Катасонов
Фактически государственная монополия внешней торговли СССР начала уничтожаться еще за четыре года до развала Советского Союза. 19 августа 1986 года было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями». С этого постановления началось разрушение складывавшейся десятилетиями системы внешней торговли. Выпущено оно было без серьезной проработки и предоставляло широкое поле для махинаций и фантастического обогащения за государственный счет.
Указанным постановлением с 1 января 1987 года право проводить экспортные и импортные операции было предоставлено 20 министерствам и 70 крупным предприятиям. Позднее список предприятий, имеющих право непосредственного участия во внешней торговле, постоянно расширялся. В том же 1987 году был принят и вступил в действие Закон «О совместных предприятиях», который фактически обеспечил прямой доступ к природным ресурсам и внутреннему рынку страны иностранных фирм.
Через год было ликвидировано Министерство внешней торговли СССР и учреждено Министерство внешнеэкономических связей СССР, которое теперь лишь «регистрировало предприятия, кооперативы и иные организации, ведущие экспортно-импортные операции». Законом 1990 года право внешней торговли было предоставлено и местным Советам. Согласно «Закону о кооперативах» (1988 год), на предприятиях и при местных Советах возникла сеть кооперативов, занятых вывозом товаров за рубеж, что резко сократило их поступление на внутренний рынок. Многие товары при спекуляции давали выручку до 50 долларов на 1 рубль затрат и покупались у предприятий «на корню». Некоторые изделия (например, алюминиевая посуда) превращались в удобный для перевозки лом и продавались как материал. По оценкам экспертов, в 1990 году была вывезена треть потребительских товаров.
Барьер монополии внешней торговли в руках государства сдерживал в свое время вывоз природных ресурсов за границу по бросовым ценам. Во второй половине 1980-х годов цена тонны нефти на мировом рынке составляла 100 долларов, а внутренняя цена – 60 рублей, то есть покупательная способность рубля по ценам на нефть составляла 1,7 доллара. Примерно такие же соотношения были и на все другие ресурсы – лес, руду, химические продукты и так далее. Поэтому вывозились не только потребительские товары, но также сырье, металлы, нефтепродукты, лес и пиломатериалы. На всем делались бешеные деньги.
Децентрализация управления внешнеэкономическими отношениями и ослабление связей между внешнеторговыми организациями позволили западным компаниям выторговывать более низкие цены на экспорт товаров российских производителей и более высокие по импорту. Эти факты логически требовали проведения ряда противодействующих мер.
Окончательно монополия государства на осуществление внешнеторговых и валютных операций была ликвидирована с введением Указа президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», и государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеторговой политики.
В соответствии с данным указом российским предприятиям предоставлялось право прямого выхода на внешние рынки без специальных разрешений и регистрации, а их внешнеторговая деятельность могла включать в себя и посреднические операции. Постепенно были сняты ограничения на экспорт готовой продукции, а затем и стратегически важных сырьевых товаров; отменены нетарифные ограничения на импорт; введена внутренняя обратимость рубля по текущим операциям; уполномоченным на ведение валютных операций банкам разрешалось открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам.
Можно без преувеличения сказать, что демонтаж государственной монополии внешней торговли ускорил развал и гибель Советского Союза. Между прочим, я об этом предупреждал еще в последние годы существования СССР. В частности, в 1991 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла моя книга, которая называлась «Великая держава или экологическая колония?». В ней я писал о том, что без сохранения (а тогда уже восстановления в полном объеме) государственной монополии внешней торговли Советский Союз неизбежно превратится в сырьевой придаток Запада. Помню, как в то непростое для нас время на разных конференциях, круглых столах и иных встречах представители нашей «академической науки», вдохновленные горбачевским лозунгом «нового мышления», доказывали необходимость всяческой либерализации внешнеэкономических связей СССР, а мои попытки защищать государственную монополию внешней торговли воспринимали как «атавизм и предрассудок коммунистического сознания». С тех пор я перестал доверять нашей «академической науке» – по крайней мере, той ее части, которая занимается «экономическими изысканиями».
ГМВТ и современная Россия
После развала СССР в Российской Федерации вопрос о необходимости восстановления государственной монополии внешней торговли даже не поднимался. Россия встала на путь капитализма, причем в его худшем варианте – капитализма зависимого, колониального типа. В сфере внешнеэкономической деятельности последовательно проводилась и продолжает проводиться либеральная политика.
Во-первых, в 1990-е и 2000-е годы много раз снижались ставки импортных пошлин, что привело к наводнению внутреннего рынка импортом и уничтожению национального товаропроизводителя.
Во-вторых, отечественные предприятия (те, которые производят не сырье, а готовую продукцию) лишились всякой поддержки со стороны государства при выходе на внешний рынок. Финансово-банковская система России оказалась развернутой не в сторону национального товаропроизводителя, а в сторону Запада. Накопление валютных резервов денежными властями РФ означает практически беспроцентное кредитование США и других стран Запада. Банки РФ выводят собственные капиталы и средства своих клиентов в офшорные зоны. Одним словом, имеет место обескровливание национальной экономики. На фоне бесконечных заявлений наших властей о необходимости повышения конкурентоспособности национальной экономики происходит циничное и последовательное уничтожение этой самой конкурентоспособности.
В-третьих, иностранный капитал стал захватывать наш внутренний рынок не только посредством поставок товаров извне, но также действуя изнутри, то есть захватывая контроль над внутренним производством. Сегодня иностранный капитал также захватил значительную часть внутренней оптовой и розничной торговли, финансово-банковской сферы, сектора услуг.
Апогеем утраты Россией остатков своего суверенитета и конкурентоспособности в мировой экономике является ее присоединение в 2012 году к Всемирной торговой организации (ВТО).
Глядя на печальную картину социально-экономической деградации нашей страны, которая продолжается уже четверть века, почему-то на память приходят слова И.В. Сталина, сказанные им еще в 1927 году: «В самом деле, что могло бы означать для рабочих уничтожение монополии внешней торговли? Это означало бы для них отказ от индустриализации страны, от постройки новых заводов и фабрик, от расширения старых заводов и фабрик. Это означало бы для них наводнение СССР товарами из капиталистических стран, свертывание нашей индустрии в силу ее относительной слабости, умножение числа безработных, ухудшение материального положения рабочего класса, ослабление его экономических и политических позиций».
И если мы хотим выйти из тупика нынешних либеральных «реформ», то в качестве одного из первых пунктов программы экономического возрождения России следует поставить восстановление государственной монополии внешней торговли.
Безусловно, это восстановление не может произойти моментально. Как мы выше сказали, важнейшим условием такого восстановления является приход к власти национально ориентированных сил. Но, предположим, такие силы, милостью Божией, окажутся у руля государственной власти. Что им делать? Набросаю список самых неотложных шагов.
1. Выход России из Всемирной торговой организации.
2. Обеспечение защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов, различных нетарифных барьеров, финансово-кредитной поддержки национального товаропроизводителя.
3. Признание недействительной проведенной в стране приватизации государственных предприятий, их вторичная национализация.
4. Проведение комплекса мер по деофшоризации российской экономики.
5. Восстановление централизованного управления реальным сектором экономики со стороны государства.
6. Восстановление государственного валютного контроля и валютного регулирования.
7. Проведение радикальной реформы денежно-кредитной системы, в том числе национализация Центрального банка, возвращение к одноуровневой банковской системе по образцу советской модели.
8. Восстановление государственной валютной монополии (ГВМ), в том числе полная реорганизация «Внешторгбанка», превращение его в организацию по реализации функций ГВМ.
9. Создание министерства внешней торговли (МВТ) с полномочиями и функциями, позволяющими последовательно реализовывать принцип государственной монополии внешней торговли.
10. Создание государственной системы внешней торговли, куда, помимо МВТ, должны войти таможенная служба, специализированные государственные внешнеторговые организации (компании), зарубежные торгпредства.
Очевидно, что любой шаг из вышеприведенного списка будет вызывать бешеную реакцию со стороны Запада, который на протяжении последних 20-25 лет активно превращал нашу страну в свою колонию. Помимо всего, будут наверняка использованы такие отработанные методы, как блокады, эмбарго, санкции. Мы должны быть к этому готовы. И сейчас против России ведется экономическая война, только необъявленная. А в случае наших попыток введения ГМВТ против нас будет объявлена открытая экономическая война. Будет тяжело, но нам не надо бояться. Вспомним, что в 20-30-е годы прошлого века Запад постоянно объявлял нам разные блокады, но мы не только выстояли, но и сумели провести индустриализацию, построить 9000 предприятий.
Впрочем, мы можем и должны учитывать и мировой опыт. Вот, например, против Ирана США уже 35-й год применяют различные санкции, а он стоит, не собираясь сдаваться или умирать. Сегодня США даже затеяли переговоры с Ираном, обещая последнему смягчение или даже полную отмену экономических санкций. Вашингтону есть о чем беспокоиться: своими санкциями он добился того, что Иран в своей внешней торговле стал обходиться без американского доллара. Создан опасный для хозяев Федеральной резервной системы прецедент, который может стать «заразительным» для других стран.
Кстати, Сталин после Второй мировой войны думал о том, как бы нам во внешней торговле обходиться без этой «зеленой бумаги». Им была задумана наднациональная валюта для социалистического лагеря. Правда, она была введена в оборот уже после смерти Сталина, в 1964 году, и называлась «переводным рублем».
Еще раз повторяю, что без учета ценного опыта сталинской экономики (в том числе в части, касающейся внешнеэкономической деятельности) нам вряд ли удастся выйти из нынешнего экономического окружения.
В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Источник: КМ.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
--------------------