Как международные наблюдатели оценивают проведение крымского референдума, насколько дестабилизация обстановки на Украине опасна для стран Восточной Европы и может ли мир сотрудничать с новыми нелегитимными киевскими властями, рассказал "Голосу России" директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский
Гость программы - Матеуш Пискорский, директор Европейского центра геополитического анализа.
Ведущий - Максим Григорьев, член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии.
Совместный проект радиостанции "Голос России" и Фонда исследования проблем демократии
Григорьев: Здравствуйте! Гость нашей передачи - Матеуш Пискорский, директор Европейского центра геополитического анализа. Мы записываем этот выпуск в Республике Крым сразу после окончания референдума.
Насколько я знаю, вы были международным наблюдателем. На этом референдуме была достаточно большая группа международных наблюдателей, были депутаты Европарламента, парламентов разных стран - представители Франции, Америки, Италии, Сербии. Как вы наблюдали за референдумом?
Пискорский: Миссия имела краткосрочный характер, поэтому она совпадала с методикой, разработанной ОБСЕ, официальными миссиями Европарламента. В состав миссии входили опытные наблюдатели из разных стран, в том числе депутаты Европарламента, депутаты национальных парламентов, которые раньше участвовали в миссиях ОБСЕ по наблюдению за выборами разного уровня в разных странах.
Цель заключалась в том, чтобы оценить с точки зрения существующего законодательства, законодательства Республики Крым ход голосования на референдуме, который носит судьбоносный характер для республики и геополитической карты всего мира. Но прежде всего это первый в истории референдум, который носит судьбоносный характер для будущего понимания прямой демократии, про которую мы очень часто забываем, говоря о представительственной демократии, современной демократии стран Запада. Мы забываем о том, что на самом деле основные направления развития государства, региона должны приниматься на уровне населения, на уровне прямой демократии, путем референдума.
Григорьев: Действительно, очень интересно. Мы знаем случай с Косово, на который ссылался парламент Крыма, когда провозглашал независимость республики. Косово объявило о своей независимости только решением парламента, без проведения референдума, не спрашивая желания жителей. На мой взгляд, проведение референдума, на котором высказались все жители, носит существенно более легитимный характер.
Если я правильно понимаю, вы были на избирательных участках, наблюдали за ходом всего референдума. Расскажите о своих впечатлениях, впечатлениях других международных наблюдателей.
Пискорский: К сожалению, в Косово никто не апеллировал к понятию прямой демократии, никто не ссылался на прямую демократию в случае провозглашения независимости. В случае с Крымом, как и с рядом других непризнанных или частично признанных государств, таких как Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, был использован институт прямой демократии, прямое волеизъявление народа по поводу его политического, геополитического будущего.
Что касается наблюдения за референдумом в Крыму, было удивительно то, что, несмотря на сокращенный срок подготовки к нему, несмотря на очень напряженную международную обстановку во время проведения этого референдума, он был проведен профессионально.
Во-первых, мы как наблюдатели смогли общаться с хорошо подготовленными представителями участковых избирательных комиссий, с наблюдателями от разных общественных организаций Республики Крым. Этого достаточно, чтобы сказать, что этот референдум был проведен очень профессионально, соответствовал всем стандартам, про которые говорят международные организации, в том числе и ОБСЕ…
Полная версия программы доступна в аудиоформате.