Евросоюз усиливает нажим на Швейцарию, граждане которой на референдуме высказались против равноправия с мигрантами при приёме на работу. Уже заморожены несколько грантов для швейцарских университетов
По мнению еврочиновников, участие Швейцарии в общеевропейских грантовых программах невозможно до тех пор, пока она не обеспечит свободу передвижения. Приостановлено финансирование инновационной программы Horizon 2020, в рамках которой планировалось потратить 80 млрд евро. Кроме того, Швейцария исключена из программы студенческого обмена Erasmus.
Напомню, что 9 февраля более половины швейцарцев проголосовали за изменение иммиграционной политики и возвращение к квотированию миграции. Интересно, что практически все партии, профсоюзы и бизнес-сообщество выступали за свободу перемещения рабочей силы, но граждане решили иначе.
Швейцария не является членом ЕС, однако входит в Шенгенскую и Европейскую экономическую зоны. Соглашения между Берном и Брюсселем долгое время давали возможность свободного перемещения и торговли. В частности, в 2002 году вступило в силу положение о свободе миграции между Швейцарией и странами ЕС.
В результате сейчас пропорция иностранцев в составе населения Швейцарии достигла 27 %, поскольку вместо ожидаемых 8 тысяч мигрантов сюда ежегодно стало прибывать около 80 тысяч. И в этом нет ничего странного - демократическая Европа открыла двери для всех, кто ищет лучшей жизни. В результате, по официальным данным, сейчас в ЕС проживают почти 20 млн мигрантов. Неофициальные источники считают, что эта цифра в полтора-два раза больше.
Глава Европарламента Мартин Шульц предупредил, что в случае серьезных изменений в миграционной политике Швейцарии Евросоюз будет вынужден реагировать и, возможно, пересмотреть соглашение. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус тоже подтвердил, что ЕС вынужден будет пересмотреть свои отношения со Швейцарией. А министр финансов Германии Вольфганг Шойбле в интервью телеканалу ARD пообещал «много неприятностей для Швейцарии».
Справедливости ради стоит отметить, что в 2012 году Швейцария уже ввела явочным порядком ограничения для мигрантов из новых стран-членов ЕС. В Брюсселе тогда сделали вид, что ничего не заметили. Теперь же отступать, по всей видимости, некуда. Антимигрантские настроения захлёстывают Европу и грозят окончательно похоронить идеи мультикультурализма.
Система социального обеспечения ведущих стран Европы не может справиться с наплывом рабочей силы из стран Восточной и Центральной Европы и бедных южных стран-членов ЕС. Так что превратить Евросоюз в новый «плавильный котел наций», скорее всего, не удастся. И это несмотря на комплекс вины европейцев за колониальное прошлое и их желание хоть как-то компенсировать его потомкам азиатов и африканцев.
Комплексы комплексами, а не секрет, что европейцы почти отвыкли от «грязной» и «тяжелой» работы в непрестижных секторах экономики. Ведь проще и дешевле нанять мигранта, который будет мести улицы или чистить городские туалеты. Не зря германская Stuttgarter Nachrichten заметила: «Теперь многие немцы, которые ищут хорошо оплачиваемую работу в Швейцарии, приобретут совершенно новый опыт, когда вдруг посмотрят на другую страну глазами румын и болгар».
Может показаться странным, но почему-то стремление облегчить мигрантам жизнь и интегрировать их в общество приводит в Европе к совершенно обратным результатам. Уже во втором и третьем поколениях растет безработица и криминал. Дети и внуки «первоприезжих» не причисляют себя ни к титульной нации, ни даже к полноценным гражданам. Зато я своими ушами слышал комментарий «эмигранта третьей волны» на украинскую речь продавца хот-догов: «Понаехали тут…»
Конечно, есть альтернативный путь решения проблем миграции, по которому идут, скажем, страны Персидского залива. Там рабочих-мигрантов иногда даже больше, чем местных жителей. Но у них нет никаких прав, никакой социальной защиты, никаких политических возможностей. Есть только право работать. Этакий «колониализм наоборот», на введение которого не решится, наверное, ни один европейский политик.
Водители московского городского транспорта в советские времена любили объявлять пассажирам: «Граждане, автобус не резиновый, подождите следующего». И, хотя Европа тоже не резиновая, другой уже не будет. И эмигранты ждать тоже не будут. А платить за решение проблемы придется в любом случае – вопрос только в цене.
Так или иначе, в мае этого года грядут выборы в европейский парламент. И тогда станет окончательно понятно, поможет «евроскептикам» швейцарский демарш или, напротив, подстегнет тех, кто считает, что будущая Европа может быть только единой.