В условиях стагнации Правительство, определившее новые факторы роста российской экономики, пытается не изменить ситуацию, а скорее подкорректировать. И в первую очередь это коснулось нефтяной сферы. Нефтяные доходы составляют 48% дохода федерального бюджета и формируются главным образом за счет федерального налога на добычу полезных ископаемых и доходов от внешнеэкономической деятельности (экспортных пошлин на нефть).
В 2014 году были предприняты соответственно две инициативы: во-первых, увеличен НДПИ на нефть, во-вторых, снижена экспортная пошлина. Минфин предложил начиная с 2014 года в течение трех лет снижать пошлину на нефть на 2-3 процентных пункта в год. Экспортная пошлина на нефть в РФ, согласно данным Минэкономразвития, с 1 февраля 2014 года снизилась на $14,7 - до $386,3 за тонну. НДПИ увеличился с 470 до 493 р. за тонну. Данный налоговый маневр по оценкам должен в итоге принести бюджету дополнительные средства.
Вопрос об изменении системы налогообложения для нефтяников поднимался с начала 2013 года. Тогда весной Дворкович заявлял, что никакого снижения пошлин и повышения налога не будет. В сентябре поправки в Налоговый кодекс ввели отрицаемые ранее изменения .
Одобренные поправки являются частью налогового маневра, за счет которого правительство РФ намеревается дополнительно пополнить бюджет примерно на 170 млрд. руб. суммарно за трехлетку. Помимо снижения экспортной пошлины на нефть и повышения НДПИ, запланировано и постепенное уменьшение пошлины на светлые нефтепродукты. Однако если даже грубо пересчитать, то получается, что НДПИ за тонну вырос на 23 рубля, а экспортная пошлина упала на $14,7 за тонну, разница между объемами добычи и экспорта сырой нефти – в два раза ( экспорт составляет 48% от добытой нефти), а значит, что для компенсации потери от снижения пошлины рост НДПИ должен был составить хотя бы половину стоимости пошлины, то есть $7,35, а это, согласитесь, с учетом текущего курса доллара в 11 раз больше ныне установленного повышения налога. Отмечу, что это только разница на экспорте сырой нефти, но помимо этого есть еще и экспорт продуктов первичной нефтепереработки. Отсюда непонятно, как Правительство собирается от этой инициативы выиграть? Особенно, если учесть и то, что за первый месяц года, когда НДПИ повысился, а экспортная пошлина не снизилась, Правительство еще оказалось должным крупному бизнесу, пообещав обсудить вопрос о возможной выплате компенсаций в пределах $150 млн. В такой ситуации неясно – как все-таки рассчитывалась данная сумма выигрыша от изменения налогообложения и были ли при этом соблюдены национальные интересы страны.
Что почувствует от этого бюджет, оставим в стороне, а вот как это отразится на населении – вопрос иной. Вновь подорожает бензин, о чем еще в начале года заявлял Дворкович. Богатейшая по ресурсам страна продает своему населению бензин по очень высокой цене (в Казахстане, живущем также за счет своих энергоресурсов, стоимость бензина ниже российского). Повышение цены бензина будет естественным стремлением переложить издержки от роста налогов на плечи населения. В итоге складывается впечатление, что государство заботится о прибыли компаний, а не о своем многонациональном народе, который сначала заплатил за снижение курса рубля, а теперь за изменение налогообложения для нефтяных корпораций. И справедливо ли это для страны, которая является крупнейшим производителем нефти в мире.
По данным EIA (U.S. EnergyInformationAdministration) Россия занимает третье место на рынке энергоресурсов (после Саудовской Аравии и США). По структуре добычи нефти в 2012 году на долю Восточной Сибири приходилось – 62,2%, Урала-Волги – 22,4%, Красноярска-3,6%, Сахалина-2,7%. Напомню, что на нефть Восточной Сибири распространяется льготная пошлина, которая также была снижена с $196,7 за тонну до $190,3.А это значит, что на 62% российской нефти распространяется льготный режим, от чего в первую очередь теряет государство, оправдывая это сложностью добычи данных ресурсов. В нефтяном секторе преобладает несколько компаний, из них наибольшую долю добычи осуществляет государственная Роснефть – 23%, частная компания Лукойл – 16,2%.
Рис.1. Распределение российского рынка добычи нефти по компаниям, в % (по данным U.S. EnergyInformationAdministration)
Но в выигрыше ли от всей сложившейся ситуации экономика страны, когда крупные компании целенаправленно вывозят из страны ресурсы: в 1,7 раз вырос физический объем добычи нефти с 1999 по 2012 год, при этом ежегодно годовые объемы добычи растут. По сравнению с началом 90-ых объем нефти, идущей на переработку ниже, однако уже намечается тенденция к росту доли обработанной нефти. Но по производству бензина, дизельного топлива и топочного мазута Россия так и не вышла на уровень 1990 года.
Рис.2. Экспорт сырой нефти и первичная переработка нефти, в млн.тонн (по данным Росстата, Центрального Банка)
Закрепление сырьевой специализации во внешнеэкономической деятельности, чрезмерная зависимость бюджета и ВВП от цены на нефть, усиление сектора добычи полезных ископаемых при продолжающемся ухудшении промышленности, кабальные условия сотрудничества (как, например, заключенный в 90-ые г. СРП «Сахалин-2». Напомню, что освоение месторождений началось в 1996 году, но первую прибыль Россия получила только в 2012 году) негативно влияют на экономику.
Конечно, отказаться от данной специализации в миг невозможно, но стране нужно, чтобы не государство работало на крупный бизнес, а крупный бизнес достойно платил за пользование национальными богатствами и был заинтересован в развитии экономики, инвестировал бы не в зарубежные активы, а в отечественное производство, и был в первую очередь социально-ответственным.
Центр научной политической мысли и идеологии
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментариев 385
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: