Президент Румынии Траян Бэсеску заплатит 185 долларов за публичное оскорбление цыган. Такое наказание ему назначил Национальный совет этой страны по борьбе с дискриминацией. В одном из выступлений румынский лидер заявил, что цыгане избегают работы и живут за счет воровства. Это уже далеко не первое высказывание политика, которое обернулось скандалом и повлияло на его и без того невысокий международный авторитет
Траян Бэсеску периодически напоминает о себе экстравагантными, а подчас и агрессивными заявлениями на ту или иную тему. Его публичные выступления не раз оборачивались обвинениями в расизме и женоненавистничестве, однако некоторой части румынского электората такое поведение их лидера, похоже, нравится. Но есть вещи и посерьезнее. Так, несколько лет назад он фактически оправдал агрессию гитлеровской Германии против СССР, поправ память миллионов жертв нацизма. Вообще антисоветские и русофобские тирады стали неким фирменным стилем этого политика.
Другой его "конёк" – явная нелюбовь к цыганам. Прошлым летом Бэсеску призвал этнических румынок рожать как можно больше детей, поскольку именно так поступают цыганки. И это угрожает сохранности румынской нации. В стране, только официально насчитывающей более 600 тысяч цыган, такая неосторожность может обернуться большими проблемами. Тем более, что реально представителей этой национальности там гораздо больше. Многие ее просто скрывают, опасаясь дискриминации.
Профессор Института Европы Алла Язькова обратила внимание на то, что так называемый цыганский вопрос в ЕС существует, но это отнюдь не значит, что этот народ можно оскорблять или принуждать к чему-либо:
"Проблема цыган для всего этого региона существует давно. Цыгане мигрируют в разные страны, и попытки привлечь их к оседлости пока результата не дали. Еще румынский диктатор Чаушеску неудачно старался это сделать. Бэсеску часто вызывает критику, поскольку его высказывания некорректны либо в отношении цыган, либо по отношению к соседям".
Впрочем, к критике президент Румынии давно привык. И предпочитает на нее почти не реагировать. Создается ощущение, что он просто хочет публично наговориться в свете грядущих выборов, которые закроют ему дорогу к президентскому креслу.
Один из руководителей национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр считает, что позиция Траяна Бэсеску хорошо соотносится с общеевропейской ситуацией:
"Саркози (экс-президент Франции) выселял цыган. В Италии депортировали цыган. В Германии в начале этого года была демонстрация по этому же поводу. Министр иностранных дел заявил, что цыгане не хотят работать и надеются только на социальную помощь. Незнание цыган, их образа жизни, негативное восприятие и тысячелетние стереотипы одним махом не разрушишь".
Но, пожалуй, главная миссия президента Бэсеску, как он ее видит, это не оскорбление цыган и России, а воплощение мечты о "Великой Румынии". Этот тренд в высказываниях президента носит некий клинический в медицинском смысле этого слова характер. О присоединении к Румынии молдавского государства сказано уже немало. Эта маниакальная идея Бухареста уже создала череду проблем. Кстати, совсем недавно одна из молдавских территорий – Гагаузия – провела примечательный в этой связи референдум. Практически все без исключения жители автономии высказались за "отложенный статус", дающий ей право на самоопределение в случае потери Молдавией своей независимости, а также за сближение с Россией и Таможенным союзом.
Но одной Молдавии, как оказалось, Бэсеску мало. В румынских националистических кругах, поддерживаемых властью, активно обсуждается использование украинского кризиса для отторжения от этой страны части ее законных территорий. Возможно, это блеф, а возможно – вполне серьезная авантюра, которая может окончиться весьма драматически.
Как бы то ни было, а заявления Бэсеску в качестве президента осталось слушать недолго – до осени. Именно тогда у него заканчиваются полномочия, а баллотироваться на третий срок он не может по конституции. Не исключено, что после выборов новые эпатажные заявления бывший глава государства будет делать уже в качестве подозреваемого в нарушении румынских законов.