Юрий Баранчик
От редакции "Россия навсегда": Майкл Макфол собирается уехать в США после завершения Олимпийских игр в Сочи. Свое решение он объяснил желанием находиться ближе к семье. Макфол планирует работать в Стэнфордском университете, где он преподавал до начала дипломатической службы.
Приволим комментарий Юрия Баранчика — к.филос.н., эксперта Центра научно-политической мысли и идеологии.
***
Посол США в России Майкл Макфол объявил о своей отставке. Это знаковое событие подводит жирную черту под целым периодом в российско-американских отношениях, начало которых было положено даже не в последние годы, а еще в тот период после распада СССР, когда внешнеполитически Россия лежала в руинах, и США могли с ней, да и не только с ней, но и со всем миром делать все, что им заблагорассудится.
Отставка Макфола свидетельствует со всей очевидностью — этой эпохе пришел конец. Соответственно, США должны выработать новую стратегию в отношении России, если ее еще нет, и представлять ее будет уже новый посол.
Давайте вспомним, в каких внешнеполитических условиях прибыл Макфол в Россию, и как обставляла его приезд как американская сторона, так и российская либеральная оппозиция.
Макфол прибыл в Россию в январе 2012 года накануне президентских выборов в России. Основная цель его назначения администрацией Обамы, у которого он давно был советником по России, была понятна — максимально затруднить избрание Владимира Путина президентом России и, как "специалиста" по России, устроить здесь с помощью "пятой колонны" накануне выборов аналог Майдана.
Весь антураж его назначения в американском конгрессе и прибытия в Россию сопровождался очень шумной и наглой информационной кампанией, цель которой состояла в оказании максимально возможного информационного давления на российские власти. Вспомним в этой связи, что первым публичным мероприятием Макфола в Москве, после передачи копии верительных грамот в российском МИДе, стала его встреча на следующий же день с активом либеральных оппозиционных партий и движений. На встрече, напомню, присутствовали Оксана Дмитриева, Илья Пономарев, Сергей Митрохин, Борис Немцов, Евгения Чирикова и некоторые другие активные оппозиционеры.
Это мероприятие было совершенно однозначно воспринято в России как вызов со стороны Вашингтонского обкома, а послу и его российской "клиентуре" была устроена обструкция в электронных и печатных СМИ. Таким образом, первый блин вышел комом, и из этой коллизии Макфол так и не смог выбраться до конца своей недолгой дипломатической карьеры в России. Что бы он ни делал, все оборачивалось не так и не тем, что планировалось.
Отношения ухудшались для США, Россия увеличивала свое влияние в мире и в упор не видела американскую позицию. Постепенно Макфол сошел с первых полос СМИ и стал больше объектом добрых и не очень шуток в общественном мейнстриме.
Т.е. закат его миссии по взрыву общественного мнения в России в антипутинской истерике и обустройству на Болотной того, что мы последние месяцы наблюдаем в Киеве, произошел уже давно. Только признать это так быстро американцы не могли. Однако теперь, когда срыв их планов по дестабилизации ситуации в России и на Украине накануне Олимпиады в Сочи стал очевиден, даже им дальше оказалось уже невозможно прятаться от давно назревшего вывода — стратегия загона Россию в ту клетку, в которой она казалась после распада СССР, больше не эффективна. Более того — она приносит обратный эффект: Россия пробуждается и расширяет свое геополитическое влияние, превращается из региональной в глобальную державу, только уже без своих национальных окраин, которые стали самостоятельными странами, а США постепенно теряют свой вес и влияние на мировые политические и экономические процессы.
Отставкой Макфола дело, скорее всего, не ограничится. США, как и Европа, должны поставить вопрос о пересмотре своей весьма агрессивной и тупиковой политики в отношении России, о чем, кстати, публично на международной конференции в Мюнхене заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер — "Европейская политика против России не имеет будущего".
Прежняя стратегия, которую разрабатывали Бжезинский и неоконы,
стратегия силового прессинга и додавливания России, или по-другому говоря "стратегия Анаконды", которую Вашингтон проводил в отношении Москвы два последних десятилетия, себя не оправдала. Можно ее и дальше проводить с тем же "успехом", приводящим к еще большему усилению России на международной арене и все большей потере веса США. Но может быть и другой сценарий.
Какой из этих двух сценариев изберет Вашингтон, будет видно уже из того, кто станет следующим послом США в России. Выбор перед администрацией Обамы стоит очень непростой. С одной стороны, республиканцы будут критиковать за мягкого посла и настаивать на максимально жестком. С другой стороны, так же очевидно, что жесткий посол с первых шагов столкнется с обструкцией власти и общественности в стране, в результате чего окажется в такой же незавидной роли, как и Макфол. Можно даже сказать, что сегодня у администрации Обамы практически нет человека, который бы достойно мог справиться с миссией в Москве. Поэтому, скорее всего, это может быть и промежуточная фигура до тех пор, пока не будет сформирована новая американская стратегия. Т.е. у России появляется еще запас времени, чтобы упрочить свое внешнеполитическое влияние в мире.
Источник Источник: Россия Навсегда.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 95
Рейтинг поста: