Сирия превратилась в плавильный котел для международного терроризма. Перегретый пар рискует вырваться наружу и серьезно ошпарить тех, кто поливал костер межсирийского конфликта бензином
На территории Сирии на сегодняшний день воюют 7 тысяч иностранных боевиков и действуют тренировочные лагеря для подготовки террористов. Такие данные привел недавно директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер.
По его словам, Сирия превратилась в огромной силы магнит, притягивающий к себе экстремистов. В стране действуют более полутора тысяч различных группировок, в которые входят около ста тысяч человек. Эти люди съехались на войну со всего мира. Многие прибыли из Европы. Сейчас они проходят на территории Сирии дополнительную подготовку в ожидании отправки в свои страны для совершения новых терактов.
Информация Джеймса Клэппера не может не вызывать серьезного беспокойства. Ситуация близка к критической. Дело не в том, столкнется или нет Запад с эскалацией террористической угрозы. Это определенно произойдет. Вопрос – когда. Судя по динамике, долго ждать не придется.
Ирония в том, что Запад своими руками выпестовал террористов, в своей политической близорукости не замечая очевидных логических нестыковок политики экспорта демократии. Осознание проблемы пришло позже. Но было уже поздно – ящик Пандоры открыт. Сирия – в руинах, и что гораздо для Запада страшнее – призрак сирийского терроризма вышел на большую дорогу. Встречи с ним не избежать.
В первую очередь, пострадают страны региона, считает старший преподаватель кафедры общей политологии НИУ ВШЭ, востоковед Леонид Исаев:
"Тот террористический потенциал, который накопился в Сирии, несоизмеримо больше, чем сирийское государство. От того, что Сирия стала террористическим накопителем в регионе, будет страдать прежде всего Турция. Распространение угрозы на север происходит благодаря курдскому фактору. От угрозы будет страдать Саудовская Аравия. Распространение конфликта очевидно, поскольку один из саудовских наследных принцев был поставщиком террористов в Сирию для борьбы с Асадом. Эти террористы будут уходить из Сирии. Их в стране слишком много. И они это сами понимают".
Многие из этих террористов продолжат джихад у себя дома, тем более что у них есть большие претензии к властям собственных стран. Газета The Washington Post пишет о двух таких людях – братьях Мохамеде и Акраме Себахи, – убитых в ходе боев с сирийской регулярной армией. Они выросли на севере Лондона, и повернись судьба по-другому, вернулись бы обратно с готовностью применить полученные в Сирии навыки посреди столицы одной из богатейших стран мира.
Братья Себахи были среди огромного числа британцев, оставивших комфортную жизнь и принявших участие в военных действиях. При этом большая часть европейцев, отправившихся воевать в Сирию, присоединились не к умеренной, поддерживаемой Западом оппозиции, а к экстремистским группировкам, которые охотно берут к себе иностранцев.
По мнению экспертов, европейцы, которые идут добровольцами на войну в Сирию, руководствуются разными причинами: от радикальных убеждений и соображений гуманитарного характера до скуки от жизни у себя дома. Но даже тем, кто находится в двух последних категориях, могут внушить ожесточенно антизападную идеологию, когда они попадут на поля сражений. Говорит президент Института стратегических оценок Александр Коновалов:
"Это такое военное перекати-поле. Главная задача террористов – дестабилизировать политическую ситуацию в тех странах, где ее можно дестабилизировать, в которых политическая стабильность не имеет достаточного запаса прочности. Террористы воюют с существующей политической системой. Объектом их атак являются прежде всего развитые страны, которые, как считают террористы, живут неправильно. Террористы претендуют на то, что знают рецепт всемирного счастья, и готовы принести его на своих автоматах туда, где им не будут сильно сопротивляться".
В Сирии идет не борьба за демократию, а вооруженный конфликт правительства с экстремистами всех мастей, еще более далекими от западных идеалов народовластия, нежели сам Асад. Возможно, разжигание этого конфликта и в интересах некоторых региональных противников Дамаска. Но никак не в интересах стран Запада, которые явно не готовы к ужесточению антитеррористической стратегии у себя дома, да и вообще, судя по всему, пребывают в растерянности от того, что они натворили.