Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле не исключил появления отдельного парламента стран еврозоны (это 18 членов ЕС из 28). Остальные десять государств Евросоюза автоматически попадут в разряд "евроизгоев". В столицах "неевропригодных" стран еще не успели отойти от шока, как немцы потрясли ЕС следующей новостью
Бундесбанк предложил ввести специальный 10% налог на акции, вклады и недвижимость граждан и компаний стран ЕС, которые могут оказаться под угрозой банкротства.
Оба проекта озвучены за три месяца до предстоящих в мае выборов в Европейский парламент. Последние выборы в ЕП прошли в 2009 году. Избирается он сроком на пять лет.
Обычно о том, что с парламентами все настолько не в порядке, что надо менять всю структуру и систему представительства, говорят в тяжелые кризисные времена, когда парламент входит в состояние конфронтации с властью. От будущих выборов действительно веет конфронтацией.
По всем прогнозам, "парламентский Вавилон" ЕС ждет очень сильное поправение как раз на волне недовольства мерами экономии и обнищанием населения после финансового кризиса 2008 года. По данным брюссельского исследовательского центра Vote Watch Europe, радикально правые партии могут увеличить свое представительство почти вдвое – минимум до 100 мандатов из 754. А радикально левые - получить около 50 мест. Правоцентристы потеряют значительное число мест. Социал-демократы, напротив, могут увеличить представительство. Проводить через такой парламент новые законы о финансовой дисциплине и сокращениях бюджетных расходов станет практически невозможно.
Уже сейчас европарламентарии левых фракций ставят множество "неудобных" вопросов о методах спасения некоторых стран от банкротства. Европарламент хотел бы знать, почему руководство ведущих стран ЕС, Еврокомиссия и Евробанк навязали Португалии и Греции совершенно кабальные условия помощи, говорит член социал-демократической фракции Европейского парламента (вторая по величине) от Португалии Элиза Феррейра:
"Мы хотели бы получить ответы на вопрос, почему во время такого жестокого кризиса Греции и Португалии навязали приватизацию множества госкомпаний? Хотя ни одна из стран в создавшихся условиях не была в состоянии оценить условия приватизации и вести по ней серьезные переговоры".
Лидер британской националистической партии UKIP и знаменосец правых в Европарламенте Найджел Фарадж заявил, что демократия и еврозона внутри ЕС уже фактически находятся в состоянии развода. И предстоящие выборы могут его лишь закрепить:
"Уже абсолютно ясно, что членство в еврозоне совершенно несовместимо с демократией государств-членов. Вы в ЕС можете делать что угодно, включая лишение национальных парламентов части их полномочий. Но люди будут голосовать в соответствии со своими убеждениями. А единственная устойчивая тенденция в Европе в том, что партии евроскептиков становятся все влиятельней".
В ЕС хорошо понимают: если Германия выдвигает какие-либо идеи по переустройству Союза, то это не блажь. Берлин уже несколько лет настаивает на пересмотре Лиссабонского договора о реформах ЕС (новая Конституция ЕС вступила в силу в 2009-м) с тем, чтобы изменить финансовое управление в ЕС и установить в Большой Европе жесткую бюджетную дисциплину. И не доводить дело до кризисов, подобных случаям с Грецией, Кипром, Ирландией, Португалией, Испанией. Беда лишь в том, что привычный для немцев "финансовый орднунг" наотрез отказываются внедрять другие страны ЕС, особенно южные.
Собственно Шойбле, с какой стороны ни посмотри, предлагает некое подобие внутреннего "евромайдана" для еврозоны. Естественно, без киевских стальных прутьев, горящих покрышек и грабежа брюссельского "евроквартала".
За его предложением стоит железная тевтонская логика и нежелание немцев платить за безалаберность южных партнеров в ЕС. Ход ее примерно такой. Смена Лиссабонского договора – дело мучительное и долгое (он принимался четыре года, трижды проваливался на референдумах). Нужен другой инструмент быстрого внедрения немецких реформ. Спецпарламент еврозоны с сокращенным числом членов как раз и позволит ускорить процедуры одобрения важных изменений. С помощью такой схемы можно будет принимать важные решения по реформам, не дожидаясь согласия всех остальных "финансово нерадивых" или несогласных.
Почти как в Киеве: есть и правительство, и Верховная рада, но делать будут так, как решит "майдан". Не совсем демократично, зато быстро.
Шойбле опробовал свою идею на специальном совещании руководства ведущей правоцентристской партии Евросоюза - Европейской народной партии (ЕНП). Это крупнейшая фракция Европарламента. Помимо председателя Европейского совета Хермана Вана Ромпея и главы Еврокомиссии Мануэля Баррозу членами наднациональной партии являются 12 из 28 глав государств ЕС. Она-то как раз и может потерять больше всего мест в Европарламенте.
Новая налоговая идея немцев озадачила ЕС еще больше. Тем более что в Германии 10% единовременный налог (на самом деле речь идет об экспроприации доходов) назвали "налогом на паразитов". Его предлагают вводить в странах, оказавшихся на грани дефолта: изымать по 10% с вкладов, стоимости акций и недвижимости граждан и компаний.
Немцы просчитали, что с таким налогом стабильным экономикам, в том числе Германии, придется меньше помогать проблемным странам. К примеру, если бы такой налог был введен в Греции до дефолта, то она собрала бы почти 75 миллиардов евро – это треть полученного от ЕС пакета помощи. Кипр имел бы с налога 30 миллиардов евро. И смог бы вообще не просить от Брюсселя помощь в размере 10 миллиардов евро.
Внутри ЕС и еврозоны немцы обычно добиваются того, что предлагают.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 647
Рейтинг поста:
--------------------