Канада ввела санкции против ряда должностных лиц Украины. Кроме того, в МИД страны добавили, что, если потребуется, власти предпримут новые действия против правительства Украины. Конгресс украинцев Канады, вскоре после принятия украинскими властями законов 16 января, призвал мировых лидеров к срочной реакции. Правда, относительно тихая Канада и сама может похвастаться строгими мерами в отношении митингов и демонстраций
Глава канадского внешнеполитического ведомства заявил, что введение санкций – это не последний шаг Канады в этом вопросе, а действие в рамках обязательств и поддержки свободы и процветания на Украине. Похоже, горящие автобусы и покрышки, перекрытые улицы и площади и захваченные административные здания вписываются в образ процветающей страны. Власти Канады, которые советуют правительству Украины, как вести себя с радикалами, сами никогда не оказывались в такой ситуации. Нечастые демонстрации, как правило, не оборачиваются погромами и не превращаются в бессрочные акции с палаточными лагерями в центре города, говорит заведующий отделом Канады института США и Канады Василий Соколов:
"В Канаде, во-первых, демонстрации редко случаются. Страна северная, поэтому не так часто. В прошлом году в мае бастовали студенты в связи с тем, что плату за обучение немного повысили. Это было в Квебеке и Монреале. Там прошли объёмные для Канады демонстрации и имели националистический оттенок. Как их разгоняли? Полицейскими. Ставили автомобили, автобусы. Но такого, как на Украине, там, конечно, не было".
Акция студентов началась после повышения платы за образование. Программа, которая была рассчитана на пять лет, предусматривала, что за это время цена обучения вырастет примерно на полторы тысячи долларов в год. Студентам Квебека, которые и так платят за образование меньше всех в стране, этого хватило, чтобы выйти на митинг в количестве тридцати шести тысяч человек. Вскоре мирное противостояние переросло в стычки с полицией, говорит журналист Бернар Дегань:
"Протест был довольно мягким. Разбито окно и сломано несколько велосипедов. Но полиция использовала это как повод для усмирения протестующих. И обычно тех, кто разбивает окна, не успевают поймать. Хватают мирных протестующих. И люди, даже мирные участники акции, приходят в ярость от этих действий полиции".
Протестующие заблокировали работу нескольких вузов, разгромили колледж и начали перекрывать улицы и мосты. К ним присоединились анархисты и радикальные левые. Спустя три месяца забастовки, чтобы успокоить митингующих, правительство Канады в срочном порядке приняло новый закон о митингах. Он действовал год – с мая 2012 года по май 2013-й – и запрещал несанкционированные собрания больше 50 человек и проведение протестных акций вблизи учебных заведений. Штрафы для нарушителей были предусмотрены немаленькие – от одной до ста двадцати пяти тысяч долларов. При повторном нарушении закона эта сумма удваивалась.
Но студентов это ещё больше разозлило, и они вышли на улицы Квебека и Монреаля с новыми акциями. За день было арестовано около семисот человек.
И это притом что такие демонстрации не имеют ничего общего с беспорядками на Украине, говорит заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарёв:
"Надо учитывать масштабы демонстрантов - на Майдане с самого начала был колоссальный масштаб. А те меры, которые применяют экстремисты, требуют совершенно другого реагирования. На Украине – во-первых, сдержанные, почти беззубые действия "Беркута", у них нет огнестрельного оружия, и плюс ко всему армия, которая сразу заявила, что не будет участвовать в наведении порядка".
Правоохранители Канады тоже не имеют при себе оружия и не применяют его для разгона демонстраций. Но это не мешает им задерживать виновных в беспорядках и заводить на них уголовные и административные дела. Акции протеста против проведения саммитов G8 и G20 и даже против добычи сланцевого газа неизменно заканчиваются десятками арестов. Украинские же власти самыми строгими мерами для десятка задержанных радикалов признали два месяца содержания под стражей или домашний арест, но и их решили амнистировать. И даже такие меры правительство Канады называет "жестоким подавлением протеста и запугиванием оппозиции".