Специальный представитель ЕС по Центральной Азии Патрисия Флор обсудила с членами правительства Узбекистана перспективы содействия республике в 2014 году. Даже после провала евроинтеграции Украины ЕС не сдается в борьбе за сферы влияния на постсоветском пространстве. Теперь европейцы готовы вкладывать деньги в развитие бизнеса в Узбекистане, несмотря на бедный рынок сбыта и низкие доходы населения
Европейские бизнесмены отмечают положительные тенденции в деловом климате Узбекистана и заинтересованы в реализации долгосрочных инвестиционных проектов в стране. А представители Евросоюза обсуждают сотрудничество на самом высоком уровне. И неудивительно, ведь Узбекистан сегодня считается наиболее благополучным государством Центральной Азии. Кроме того, республика имеет довольно сильное политическое влияние на другие страны региона. И именно поэтому к Узбекистану приковано внимание ЕС, отмечает политический аналитик Михаил Демурин:
"Одна из глобальных задач политики ЕС – переформатирование пространства бывшего СССР по своим лекалам, то есть ограничение влияния России, недопущение самостоятельных проектов по интеграции и усиление своего влияния. Политика ЕС – это одна из составляющих многовекторной политики Запада в целом, которая уже многие века имеет цель – установление контроля над Евразией. Приз тут понятен: это и мировое влияние, и ресурсы, и рынки сбыта".
За неделю до саммита "Восточное партнерство" президент Украины Виктор Янукович принял решение отказаться от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. В результате Европа стала активнее проявлять интерес к Центральной Азии, говорит Демурин:
"Евросоюз сейчас в некотором смысле был вынужден отступить, по крайней мере в части, касающейся западной части постсоветского пространства. Я имею в виду Украину и результаты вильнюсского саммита "Восточного партнерства". Но то, что Украина не стала ассоциированным членом Европейского союза, не значит, что эти проекты не продолжаются. В Средней Азии есть дополнительный интерес – Китай и его влияние в этом регионе. Это тоже одна из забот и одна из идей, которые стоят за желанием Евросоюза больше присутствовать в Центральной Азии".
В ходе своего недельного визита в Узбекистан представитель Европейского союза по Центральной Азии Патрисия Флор обсудила возможности расширения двустороннего торгово-инвестиционного сотрудничества. Европейские предприниматели видят Узбекистан как наиболее благоприятную страну в регионе для инвестирования, и даже центром среднеазиатского рынка сбыта. И это с учетом негативных факторов делового климата в стране, о которых рассказал заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭ Андрей Суздальцев:
"Плохой инвестиционный климат обусловлен тем, что Узбекистан не входит в Таможенный союз. А сам по себе рынок страны небольшой и довольно бедный, потому что население страны очень бедное. Есть еще фактор политический: надо учитывать, что политическая система Узбекистана унитарная, она ориентирована только на одного человека – президента Каримова".
Однако такую унитарную политическую систему европейские бизнесмены называют "политической стабильностью" и относят к числу благоприятных условий для зарубежных капиталовложений. Кроме того, европейцы приветствуют налоговые льготы и отмечают профессиональную подготовку персонала. Однако планы у Европы глобальные, считает Суздальцев:
"Интерес Евросоюза здесь ориентирован прежде всего на энергетические возможности этого региона, то есть поставки на европейский рынок не российских, а региональных энергоносителей: газа прежде всего и, может быть, нефти".
Помимо политического влияния в Средней Азии Узбекистан обладает богатыми ресурсами: водными, энергетическими и полезными ископаемыми. Евросоюз также стремиться расширить сотрудничество в сфере сельского хозяйства, на фоне истощения сельхозресурсов в других частях мира и одновременного роста населения.