Когда в минувшие выходные сторонники "евромайдана" захватили в Киеве здание Министерства юстиции Украины, глава ведомства Елена Лукаш среди прочего пожаловалась, что радикалы мешают специалистам работать над проектом восстановления парламентской модели государственного управления. Основным законом украинской парламентско-президентской республики до 2010 года служила конституция образца 2004 года. Возврат к ней также фигурирует среди требований вождей "евромайдана".
Украинская конституция представляет собой узел противоречий, в который вплетены властные амбиции основных игроков национальной политической сцены. Появлению судьбоносных конституционных поправок страна обязана президенту Леониду Кучме и "оранжевой революции" 2004 года. Тогда всё тот же "майдан" под предводительством Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко требовал от Кучмы проведения повторного голосования после второго тура президентских выборов.
Ради выхода из тупика Леонид Кучма пошел навстречу оппозиции, при условии что Верховная рада утвердит изменения в конституции. Президента поддержал бывший в то время премьером Виктор Янукович. За конституционную реформу 8 декабря 2004 года проголосовали парламентские фракции Партии регионов, коммунисты и социалисты. Поправки предусматривали, что правительство Украины будет формировать Верховная рада, а не президент.
Конституционная реформа развивалась до лета 2010 года, когда парламентская коалиция во главе с Партией регионов направила в Конституционный суд (КС) Украины требование отменить поправки.
КС удовлетворил требование депутатов, постановив, что конституционная реформа за 6 лет до того прошла с нарушением процедур. Согласно этому решению была активирована конституция 1996 года, а Украина превратилась обратно в президентско-парламентскую республику. Оппозиция обвинила власти в антиконституционном перевороте, Виктор Янукович предложил разработать новую редакцию Основного закона, и с тех пор соперничающие политические лагеря ломают копья о новую конституционную реформу.
Около месяца назад работа над свежими поправками резко активизировалась, рассказал исполнительный директор Политологического центра "Север-Юг" Алексей Власов:
"Как мне кажется, это тоже была часть определенного плана, который до сих пор существует у Януковича, – перезапустить процесс политической реформы и изменить конструкцию власти с прицелом на любой результат выборов 2015 года с тем, чтобы остаться у власти. Я имею в виду Януковича и Партию регионов. И в рамках парламентско-президентской республики такой шанс, в общем-то, есть".
С точки зрения Власова, "евромайдан" – это попытка оппозиции, как ни странно, затормозить конституционную реформу. Своего рода проверка Януковича на прочность: способен ли он в нынешних обстоятельствах предлагать какие-то другие варианты дальнейшего развития политического процесса. Или же президент станет абсолютным заложником этих обстоятельств…
На происходящее в Киеве следует реагировать менее эмоционально, поскольку все заявления, которые там делаются, – это составляющая переговорного процесса, полагает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. В процессе поиска точек соприкосновения проговариваются самые разные варианты, в том числе и конституция. При этом "майдан" не подчиняется лидерам оппозиции и живет своей жизнью.
Так что какие бы то ни было договоренности лидеров парламентской оппозиции с властью совершенно не означают, что острая фаза противостояния в Киеве будет снята, заметил Кирилл Танаев:
"Надо понимать, что события, которые сейчас происходят, они достаточно скоротечны, достаточно быстры, они происходят в реальном времени. Изменение конституции, конституционная реформа и последующие шаги – это действия, которые имеют очень длинные сроки реализации, они имеют отдаленные последствия, и ощутить какие-то результаты этих решений очень быстро невозможно. Эти темы находятся в зоне обсуждения, но считать, что решение этих вопросов каким-то образом остановит людей, которые кидают в полицейских «коктейли Молотова», очень наивное и странное убеждение".
Если рассматривать конституцию образца 2004 года в качестве некоего "лекарства", то следует помнить, что она весьма уязвима, сказал эксперт Киевского института политических исследований и конфликтологии Антон Синько:
"Она позволила, как мы это видим на примере Ющенко и Тимошенко, спровоцировать конфликт между президентом и главой правительства. Что привело в тех условиях к полупараличу политической системы и системы государственного управления".
По словам эксперта, сейчас власть может вести переговоры с оппозицией о переходе к парламентско-президентской модели только с учетом корректировки прежней редакции Основного закона.
Прежде всего, надо смотреть правде в глаза: сейчас на Украине происходит государственный переворот, целью которого является вовсе не кресло президента, это только средство, убежден заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. Цель переворота – окончательно вырвать Украину из всех интеграционных процессов с Россией. И стремление Януковича добиться хоть какого-то компромисса с лидерами "евромайдана" можно оценивать как попытку остановить страну на грани кровавой войны. Речь идет не о том, что Янукович хочет вернуться к конституции 2004 года и кого-то обмануть, он ищет способы для того, чтобы сбить накал страстей, считает Игорь Шишкин:
"Сам по себе возврат к конституции 2004 года ничего стабилизировать не может, потому что цель (переворота) – не та или иная конституция и не пост президента. Необходим приход к власти людей, крайне враждебно относящихся к России, марионеток Запада. Такими могут быть только представители современного «майдана». Увы, у страны, видимо, два пути: либо власть наводит порядок, и наводит жестко, в соответствии с требованиями (действующей) конституции и требованиями интересов государства; либо власть захватывают вот эти фашистские отморозки".
Даже несмотря на взаимные встречные шаги и значительные уступки со стороны власти, ситуация и в Киеве, и в целом на Украине продолжит радикализироваться, предполагает вице-президент киевского Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук. Эскалация конфликта будет усиливаться, поскольку действующая власть не выполняет тех же законов, которые сама и принимает. В ходе нынешнего противостояния можно было наблюдать три этапа анонсирования жестких мер без всякого последующего результата.
Буквально перед Новым годом вышел указ президента о недопущении "майдана", и радикалы тут же сломали елку и забаррикадировали Крещатик, напомнил эксперт:
"Некоторое время спустя появился известный пакет законов репрессивных, «карательных», они просто не были выполнены самой властью.
Потом мы видим, что те угрозы о введении чрезвычайного положения, которые звучали со стороны действующей власти, точно так же не были реализованы. Как будут относиться радикалы к такому поведению власти? Поведение здесь может быть со стороны радикалов только одно – дальше наращивать свой радикализм".
К сожалению, время и обстоятельства сейчас не позволяют сторонам украинского конфликта вдумчиво заняться усовершенствованием конституции. Но даже когда такая возможность у политических противников появится, созидательный процесс не будет легким. Регулярное перекраивание национальной конституции в угоду моменту и амбициям конкретных людей превратилось в традицию украинской политики.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1836
Рейтинг поста:
Я помню это состояние и был крайне возмущен, что люди избирали президента, а его взяли и лишили власти, что без всякого референдума, то есть без согласия народа, кучка депутатов взяла и изменила Конституцию страны и форму правления. Дикость какая-то. И если сейчас опять вернутся к этому, Украина будет отброшена далеко назад и развал неизбежен. Парламентская форма правления возможна когда есть ведущая партия или когда различия в идеологии несущественны, а когда 50 на 50, будут постоянные перепалки.