В венгерских и румынских средствах массовой информации и на интернет-порталах, как по заказу, практически одновременно появились публикации, которые трудно расценить иначе как создание пропагандистской основы для расчленения Украины. Со страниц выходящей в Бухаресте ведущей румынской газеты Adevarul фактически прозвучал призыв к военной интервенции для защиты Северной Буковины, Герцевского округа и Южной Бессарабии, до второй мировой войны входивших в состав королевской Румынии.
"Разве в такой ситуации румынское государство не должно, вмешаться, в том числе вооруженными силами?" - задалось риторическим вопросом издание.
Если румынские претензии на Северную Буковину и Южную Бессарабию пока не выходят за рамки газетных дискуссий, то румынская соседка - Венгрия - уже действует в политическом формате. Националистические круги в Будапеште не только прикидывают возможность присоединения к своей стране Закарпатья со 150-тысячным венгерским населением, но и осуществляют соответствующие контакты по партийной линии. Наиболее активна в этом плане радикальная партия Jobbik, установившая тесные связи с лидерами закарпатских венгров.
Еще в конце октября 2013 года, когда драматические события на Украине только начинали просматриваться, делегация этой партии приняла участие в работе общественно-политического форума в закарпатском городе Берегово. Его участники – в том числе лидер партии Jobbik ("За лучшую Венгрию") Габор Вона и депутат от Венгрии в Европарламенте Бела Ковач – подчеркнули, что процесс евроинтеграции Украины невозможен без "регионализации" страны, а именно, без выделения в составе Закарпатской области Притисненского административного округа с венгерским населением.
Правовой основой для подобной шага должен стать еврозакон о регионализации, который Брюссель уже фактически навязывает кандидатам в ЕС (в частности, Сербии).
Понятно, что западноукраинские националистические силы привыкли видеть в заключении соглашений с Евросоюзом средство "оторвать" Украину от России. Однако то, что от самой Украины в этом случае могут оторваться западные области, - эта угроза для них, похоже, может оказаться неприятным откровением.
Насколько реально подобное развитие событий? Если бы речь шла об изолированных требованиях и движениях – тогда можно было бы списать все на "кучку националистов" и прикрыться общеправовым тезисом о "нерушимости границ".
Однако проблема в том, что все громче звучащие в Будапеште и Бухаресте требования к переформатированию Украины базируются на более широкой государственной идеологии, исходящей из необходимости в том или ином виде "собирания" земель вокруг соответственно Венгрии и Румынии.
В венгерском случае речь идет о реализуемой на протяжении последних лет амбициозной правительственной программы содействия венграм, проживающим в границах средневековой "Короны святого Иштвана". Венгерская историческая традиция считает правившего в начале XI века Иштвана I "собирателем венгерских земель". Территория "Короны Святого Иштвана" в средние века простиралась от Адриатики до Буковины (все та же Буковина!) и от Вены до Трансильвании.
Средствами нынешнего "собирания" выступают не только денежные вливания под культурно-гуманитарными лозунгами, но и раздача венгерских "этнических" паспортов, подчеркнул профессор экологического факультета Центральноевропейского университета в Будапеште Рубен Мнацаканян:
"Ситуация такая: в Закарпатье, насколько я знаю, фактически уже давно сложилась венгероязычная диаспора, и вся она ориентирована на Венгрию. В свое время Венгрия выдавала этим гражданам Украины паспорта этнического венгра. Правда, такой документ не был признан Европейским союзом. Но, тем не менее, его обладатели спокойно приезжают в Венгрию и работают там. В Закарпатье, например, в Берегово, создан полный цикл образования на венгерском языке – от детских садов до университета. Я могу судить по семье наших знакомых, в которой младший ребенок говорит только по-венгерски.
Как будет реагировать официальный Будапешт при том или ином развитии ситуации на Украине – трудно сказать. На самом деле, экономически эта территория, эти люди уже принадлежат Венгрии. Конечно, аннексия, ввод войск – это утопия. Все будет зависеть от того, какой степени радикализации достигнут разворачивающееся события. Если прольется кровь, все пойдет по югославскому сценарию, и просто нужно будет защищать своих уже от физического насилия, - в этом случае ввод войск, на мой взгляд, может произойти. Венгрия и Румыния, возможно, решатся на такой шаг. Если же на Украине все будет развиваться в политико-экономическом русле - то подобный сценарий, на мой взгляд, исключен".
В Румынии националистические идеи культивируются лично президентом Траяном Бэсеску и густо замешаны на приднестровской проблеме. Бэсеску в своем новогоднем обращении уже пообещал сделать 2014 год годом "воссоединения" Румынии и Молдавии. А за месяц до этого, накануне ноябрьского саммита программы "Восточное партнерство" в Вильнюсе, он назвал соглашение Кишинева об ассоциации с ЕС первым шагом Молдавии на пути европейской интеграции, который может стать выгодной предпосылкой для возможного союза с Румынией. "Мы хотим сделать единое государство", - подчеркнул румынский президент.
Траян Бэсеску не может не понимать, что реализация подобных лозунгов невозможна без решения проблемы Приднестровья. Как известно, этот район вошел в состав Молдавии в рамках более широкого "размена территориями", при котором Украине достались Северная Буковина и Южная Бессарабия. А следовательно, в случае дальнейшей дестабилизации ситуации на Украине Бухарест и его ставленники в Кишиневе могут сделать ставку на обратный "размен" - возврат Приднестровья Украине в обмен на соседние румынонаселенные области. В подобном сценарии просматривается и лукавая надежда добиться благосклонности России, играющей ключевую роль в приднестровском урегулировании.
У рассматриваемой проблемы есть и еще более широкий аспект – общерегиональный. Пытаясь разыгрывать сегодня "украинскую карту", венгерские и румынские националисты явно недооценивают угрозу крупных конфликтов, в том числе с участием их собственных стран.
К примеру, вышеупомянутая венгерская партия Jobbik активна не только на украинском, но и на румынском направлении. Летом 2013 года ее лидер Габор Вона, находясь в населенном венграми трансильванском городе Жосень, от имени своей входящей в венгерский парламент партии пообещал бороться за создание венгерской автономии в Трансильвании и даже выразил готовность взять на себя ответственность за возможный вооруженный конфликт между Бухарестом и Будапештом. Он призвал премьер-министра Венгрии Виктора Орбана установить над трансильванскими венграми протекторат Будапешта в целях создания "автономии венгров в Румынии".
С аналогичным призывом выступил и хорошо известный председатель самопровозглашенного Совета венгерской автономии Трансильвании, бывший вице-спикер Европарламента Ласло Тёкеш - активный участник румынской революции 1989 года. Так что, деля между собой части западной Украины, известные политические круги в Венгрии и Румынии вполне могут "доиграться" до конфликта не только из-за той же Буковины, но и из-за Трансильвании. А если учесть сложные "историко-территориальные" взаимоотношения Венгрии и Словакии – то клубок взаимных территориальных претензий, густо замешанных на "исторической памяти", может охватить весь восточный фланг ЕС и НАТО.
Вот как оценил перспективы подобного развития ситуации известный словацкий политолог, обозреватель "Словацкой народной газеты" Душан Керны:
"Что касается проблемы сохранения целостности Украины, то у нас, в Словакии, мнение однозначное. С точки зрения геополитики распад Украины создал бы гигантскую проблему с далекоидущими последствиями. Никто даже и не представляет себе такую картину, когда западные области Украины, отделившись от страны, провозгласят себя частью Евросоюза. Словакам это однозначно не нужно. Значительная часть населения западной Украины - это венгры. Данный факт в случае территориального передела региона создал бы для Словакии колоссальные проблемы. И мы никогда бы не приняли таких «перемен».
Повторяю: Словакия крайне заинтересована в стабильном соседе, в сохранении его территориальной целостности и государственного суверенитета. Мы против любого вмешательства в украинские дела. Другое дело, что в Словакии есть убеждение, что ход украинской истории определяют сегодня не политики и даже не народ, а олигархи. От их позиции в итоге будет зависеть исход украинской драмы".
Многое будет зависеть и от осмотрительности Европейского союза. Ведь именно настойчивое желание ЕС поскорее связать Киев двусторонними соглашениями и послужило катализатором нынешней нестабильности на Украине. А ведь в свое время Евросоюзу удалось сыграть позитивную роль в восточноевропейском регионе – напомнил заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД России Николай Кавешников:
"Безусловно, большая заслуга именно Европейского союза заключается в том, что вся постсоветская Европа в свое время не превратилась в зону большого конфликта по югославскому сценарию. Евросоюз не только открыл свои двери для стран Восточной Европы, но и одновременно подталкивал их к стабилизации отношений друг с другом".
И вот теперь данная стабилизация оказалась под угрозой. Националистический джинн, выпущенный на Украине, явно не спешит возвращаться в бутылку.