По мнению экспертов "Голоса России", в Европе не верят даже в сохранение территориальной целостности нынешней Турции, отмечая при этом, что от демократии западного образца она удаляется все дальше – в сторону классической восточной деспотии.
Переговоры о вступлении Турции в ЕС, и так шедшие вяло, были заморожены европейцами летом прошлого года – после подавления протестных выступлений в Стамбуле. Первый с 2009 года визит в Брюссель турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана поначалу был воспринят с некоторым оптимизмом. Однако все ожидаемо закончилось заявлением Еврокомиссии о недопустимости реформы судебной системы Турции.
Эрдоган же продолжает демонстрировать, что борьба за власть гораздо важнее, чем соблюдение евростандартов. После беспрецедентного коррупционного скандала, в котором оказались замешены 80 высокопоставленных чиновников, а на трех министров были заведены уголовные дела, премьер объявил о внешнем заговоре и решил подчинить судебную систему страны министерству юстиции. Больше тысячи полицейских и представителей судебных органов были уволены.
Директор Исследовательского центра "Ближний Восток – Кавказ" Международного института новейших государств Станислав Тарасов полагает, что Турция окончательно сползает к авторитаризму:
"Эрдоган отправился в Брюссель в тот момент, когда в стране фактически развален принцип разделения властей. Он находится в ситуации жесткой борьбы. С одной стороны, общество расколото на светскую часть и исламизированную часть. С другой стороны, очевидно, что внутри правящей Партии справедливости и развития идет внутриполитическая борьба. Эрдогану необходимо удержать власть".
Ослабли и внешнеполитические позиции Турции. Так называемая арабская весна на Ближнем Востоке подорвала влияние Анкары. Внутриполитические потрясения тоже наносят удар по имиджу, а это может привести к ослаблению экономики.
Еще одна проблема – курдский вопрос. По словам Станислава Тарасова, признав курдов государствообразующей нацией наравне с турками, Анкара оказалась в трижды непростой ситуации:
"Под давлением Европы демократизация разморозила всю Турцию. Турция, которая считала себя мононациональным государством, объявила себя многонациональным государством. Турция проводила под флагом тюркизма чуть ли не экспансионистскую политику в других тюркских государствах. Я имею в виду Азербайджан, государства Средней Азии. Теперь этот флаг вырывается из ее рук, она становится двуединым государством. Решение курдского вопроса эволюционирует в сторону автономизации. В перспективе Турецкий Курдистан сольется с Иракским, с сирийскими курдами. Формируется абсолютно новая геополитика всего региона".
Будучи ассоциированным членом ЕС с 1963 года, Турция долгое время была действительно нацелена на евроинтеграцию, что немало способствовало развитию демократических институтов. Однако печальный экономический опыт Болгарии и Румынии, оказавшихся с разваленным сельским хозяйством после вступления в ЕС, негативно повлиял на общественное мнение в самой Турции, подчеркивает тюрколог, аналитик ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский:
"Если раньше абсолютное большинство турок выступало за вступление в ЕС, сейчас порядка чуть ли не 70 процентов либо относится к этому равнодушно, либо против. Сейчас в виду конфронтации с союзниками Эрдоган заинтересован показать, что он чего-то добился, хотя бы расширения диалога с ЕС. Большинство обозревателей сходятся во мнении, что туркам морочат голову и никто не собирается их принимать в ЕС. Хотя у них есть стойкие союзники в самом Евросоюзе, в целом ряде европейских стран. Но и французы выступают против вступления Турции в ЕС, и немцы".
При этом вовсе отказаться от разговора с Анкарой Брюссель тоже не может, и дело не только в членстве Турции в НАТО. Пока Эрдоган находится у власти, ЕС придется вести с ним диалог. Ведь развернуть стоящую на пороге перемен Турцию можно не только в сторону радикального исламизма, но и в сторону сотрудничества с Россией и Китаем. Поэтому и вынуждены европейцы учитывать политические амбиции Эрдогана, который ездил в Брюссель не столько за евроинтеграцией, сколько за политической поддержкой, говорит Станислав Тарасов:
"Главная проблема Эрдогана – это сохранение власти. Контригру может повести президент Турции Гюль, который демонстрирует более европейские взгляды, и ставка может быть сделана на него. Турция вступила в фазу очень затяжного и очень опасного политического кризиса. Поддержат ли Эрдогана западные союзники? Маловероятно. Европа опасается потерять Турцию, которая может разыграть и российскую карту, и иранскую, и даже китайскую карту и, отказавшись от дрейфа на Запад, выбрать восточный дрейф".
Если 30 марта правящая Партия справедливости и развития получит на национальных выборах большинство, Европа, возможно, изменит свое отношение к Эрдогану. Но если он потеряет влияние и доверие, смена в высших эшелонах власти будет выглядеть вполне естественно. Вопрос о том, станет ли Турция членом ЕС, сегодня менее актуален, чем вопрос о векторе развития огромной страны, стоящей между Западом и Востоком.
21 января премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел переговоры в Брюсселе с руководством Евросоюза. Итоги визита прокомментировал в интервью "Голосу России" президент Фонда Робера Шумана Жан-Доминик Жульяни.
- Первый визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Брюссель за последние 5 лет проходил на фоне серьезного политического кризиса в Турции. Как приняли турецкого премьера в столице ЕС?
- Эрдоган был встречен холодно. Более того, Европейская комиссия в последнее время сделала ряд шагов навстречу Турции в возобновлении переговоров о вступлении страны в ЕС, и политический кризис, который разразился в Анкаре, - это не тот ответ, которого ожидали брюссельские чиновники.
В Брюсселе не очень верят в версию заговора против Эрдогана, в существование неких темных сил, которые проникли в судебные органы. Даже если это и так, то едва ли этого достаточно для проведения реформы, которую сегодня готовят в Турции.
- Турецкое правительство заявляет, что реформа судебной системы полностью отвечает нормам ЕС и уважает европейские ценности. Разделяет ли Брюссель точку зрения Анкары?
Абсолютно нет. Правительство будет напрямую назначать судей и прокуроров. Это совсем не отвечает принципам правового государства, в основе которого лежит независимость судебной системы.
- Считаете ли вы, что этот визит повлияет на события в Турции? Если Эрдоган приехал в Брюссель за поддержкой, едва ли он ее получил.
- Если он рассчитывал на поддержку ЕС, то он ошибался. Эрдогана приняли вежливо, не более того. Переговоры необходимы, но ему не удалось убедить Брюссель. Я не думаю, что он сможет использовать этот визит в своих целях в Турции.
- На каком этапе сейчас находятся переговоры о вступлении Турции в ЕС?
- По словам президента ЕС Хермана Ван Ромпея, переговоры были приостановлены из-за кипрской проблемы, которую надо было решить. Речь идет о северной части острова Кипр, оккупированной Турцией. Несмотря на то, что официально все переговоры приостановлены, Европейская комиссия старалась поддерживать диалог. И сегодня, на фоне событий в Турции, складывается ощущение, что все, кто выступал за ее вхождение в ЕС, в том числе и Франция, были введены в заблуждение.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
2014-01-23 (15:20)
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
думаю его сразу бы взорвали, вспомните (или поднимите информацию времён его выборов)сколько было терактов, а потом вдруг всё затихло очевидно продался, но могут и довести до конца если взбрыкнёт, как в прошлом году (вспоминаем беспорядки), пока транзит боевиков в Сирию не организовал
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2713
Рейтинг поста:
А то матается Эрдоган, незивестно что хочет. То он шариат будет вводить, то в Брюссель мчится за какой-то поддержкой. Поддержкой чего и для чего.