"Наше историческое доминирование, которое приносило удовлетворение большинству присутствующих здесь, определенно снижается", - констатировал на днях глава Тихоокеанского командования ВМС США, четырехзвездный адмирал Сэм Локлир в ходе военно-морской конференции. Как сообщает американское издание Defense News, адмирал назвал ключевой фактор, ставящий под угрозу военное превосходство США – это растущая мощь Китая. Он также отметил, что АТР переживает небывалую милитаризацию, что в сочетании с усилением Китая нарушает статус-кво. Но США, по словам адмирала, должны доминировать в Тихом океане и оставаться "смертельно опасными" для врагов.
Безусловно, АТР в последние годы претерпел радикальные изменения в смысле наращивания там военного потенциала целого ряда государств, и роль "заводилы" здесь играет Китай. Но не только для того, чтобы каким-то образом потеснить США, считает руководитель отделения востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.
В принципе, Китай уже давно не скрывает свои намерения наращивать военную, и прежде всего военно-морскую, мощь. С точки зрения Пекина, в АТР происходят практически неконтролируемые процессы: Северная Корея угрожает соседям и США ядерным оружием, Япония педалирует конфликт с КНР вокруг спорных островов, далеки от разрешения разногласия между Китаем и Тайванем по поводу Пескадорских островов.
На этом фоне Пекин вполне справедливо говорит о необходимости появления нового, эффективного модератора ситуации. Потому что США с этой задачей не справляются, отметил Алексей Маслов:
"США, по сути дела, проиграли сейчас этот регион, но не обнулили ситуацию. То есть, проще говоря, когда США уходят, а ситуация стабилизируется. Просто на место США в регионе приходит новый гегемон, который, конечно же, будет вести несколько иную азиатскую политику. Я не думаю, что США удастся вернуться в этот регион безболезненно. Любая попытка серьезного военного возвращения, в том числе и расположение новых баз, изменение типа вооружений в этих базах, введение (новых) частей флота в этот регион сразу приведут к обострению ситуации".
В то же время, по мнению Билла Роджио, редактора Long War Journal, нынешняя расстановка сил в АТР еще не означает, что США потеряли контроль над ситуацией. Однако она свидетельствует о том, что есть действительный претендент на доминирование в регионе.
"Существует опасность потерять доминирующие позиции, если начнется война между Китаем и Японией, например, или война между Северной и Южной Кореей и Китай решит вмешаться или установить блокаду, - заметил Билл Роджио в интервью "Голосу России". - Смогут ли США вмешаться? Вот откуда проистекает обеспокоенность. Нам придется задать себе вопрос, сможем ли мы на самом деле поддержать наших союзников и сделать это, не понеся огромных потерь. Вот такие вопросы встают в том случае, если Китай увеличит свою экономическую мощь и усилит свой военный флот".
Выступление адмирала Локлира содержит и рациональные мысли, и явные преувеличения, полагает руководитель Центра Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков:
"С одной стороны - да, конечно, у американского флота на Тихом океане впервые за многие годы после окончания холодной войны и резкого ослабления Тихоокеанского флота Советского Союза появился реальный противник. Противник, который действительно реально может нанести ощутимый урон и американским интересам, и американской мощи. Но в то же время очевидно, что на данном уровне те силы, которыми располагает Китай, конечно, и близко не могут сравниться с ударными авианосными группировками (США), с военно-морскими базами, с тысячами морских пехотинцев, которые находятся в Тихоокеанском регионе".
Сколько бы Китай сейчас ни говорил о резком наращивании своего потенциала, он во многом отстает от США не только по количественным, но и по качественным параметрам вооруженных сил, добавляет Алексей Маслов. Вместе с тем в ситуации есть и политический фактор: и США, и тем более их союзник Япония пользуются у ряда стран АТР дурной славой еще со Второй мировой войны, и даже с начала XX века.
Многие вообще считают Японию едва ли не предателем азиатского мира, и на этом фоне очень позитивно выглядит Китай: он пытается восстановить азиатское единство и даже готов накрыть АТР своим ядерным зонтиком. Иными словами, оценивая шансы претендентов на доминирование в регионе, надо подсчитывать не только количество их вооружений, но и политический потенциал – насколько он сопоставим с тем, что хотят страны АТР.
Что касается роли России в регионе, то ей приходится очень аккуратно лавировать между амбициозными намерениями главных соперников, соблюдая при этом собственные интересы. Москва проводит гибкую политику, стараясь выбрать некую разумную дистанцию, чтобы не быть вовлеченной в негативные азиатские процессы. Это, по словам Алексея Маслова, очень сложная задача, учитывая, насколько жестко и одновременно умело действует Китай. Здесь цель России состоит как раз в том, чтобы успеть до начала любого конфликта в регионе занять именно то положение, в котором удобно выступить третейским судьей, нежели участником.
Если же говорить о перспективах АТР, то эксперты сходятся во мнении, что никто в регионе не стремится к войне и не хочет ее. Даже адмирал Локлир подчеркнул, что пространство "от Голливуда до Болливуда – это двигатель, который толкает глобальную экономику".
Многие аналитики говорят о том, что на горизонте уже маячит своего рода "азиатское НАТО". По их мнению, настал момент для создания нового азиатского военного блока, где Китай будет выступать одной из лидирующих стран, но далеко не единственной. Ведь не исключено, что и Россия примет участие в этой организации.