Не два дня, а два часа теперь отведено партнерам для обсуждения ключевых вопросов взаимодействия России и Евросоюза. Москва и Брюссель согласились, что рассмотрение деталей многочисленных совместных проектов может подождать, а сфокусироваться нужно на проблемах стратегического партнерства. Переговоры пройдут в более узком, чем обычно, составе: руководители и их ведущие советники.
Пресс-секретарь главы евродипломатии Кэтрин Эштон Майя Коцьянчич назвала такую форму контактов "углубленными размышлениями" о принципах и природе российско-европейских отношений. Причем в контексте не только общих интересов, но и разногласий.
Речь пойдет, разумеется, об экономике и более конкретно - энергетике, взаимной торговле, международных обязательствах и политике соседства. Маловероятно, что президенту России и его европейским коллегам удастся избежать разговора о ситуации на Украине в свете событий последних месяцев. Причем вряд ли обсуждение этой темы будет инициировать российская сторона.
Все дело в том, что Евросоюз категорически не принимает интеграционные усилия Москвы на евразийском направлении, отметил эксперт Института Европы Владислав Белов:
"Речь идет о Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана и создании в 2015 году Евразийского экономического союза. Брюссель в рамках замороженного пока нового базового договора между Россией и ЕС не соглашается с подобным развитием событий, уверяя Москву, что евразийский вектор противоречит интересам Евросоюза и выходит за рамки двусторонних отношений. Российская сторона, в свою очередь, настаивает на том, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве отвечают интересам обеих сторон".
Большинство нынешних противоречий между партнерами является производной от этого принципиального разногласия. Видимо, далеко не случайно после поражения сторонников "евромайдана" на Украине и за ее пределами, всеми силами старавшихся затащить эту страну в "европейский рай" вопреки элементарной логике и экономическим интересам украинцев, в очередной раз буксует диалог о безвизовом режиме между Россией и ЕС. Вот что по этому поводу сказал политолог Алексей Кузнецов:
"Мы видим нежелание Евросоюза по политическим мотивам двигаться вперед в этом направлении. А этот вопрос является основополагающим, он открывает путь к построению общего пространства между Россией и ЕС, о чем было заявлено много лет назад. Трудно ожидать при нынешнем барьере в виде визового режима развития гуманитарных контактов, интенсивных научных исследований, реальных связей малого и среднего бизнеса. ЕС опять нам будет морочить голову".
Окончательно не урегулированы также вопросы, связанные с попытками дискриминации российских компаний в рамках Третьего энергопакета. Далеко не все гладко между Россией и ЕС после недавнего вступления первой в ВТО. Так, европейские страны продолжают протекционистскую политику в отношении собственных производителей и возражают против аналогичных мер со стороны Москвы.
Не пришли партнеры к взаимоприемлемому решению и по вопросу, связанному с требованием Еврокомиссии пересмотреть правовую базу строительства газопровода "Южный поток". Еврочиновники считают, что двусторонние соглашения России с Австрией, Болгарией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Сербией нарушают законодательство ЕС.
При этом забывается, что межправительственные соглашения по международному праву превалируют над общеевропейским законодательством. Вспоминать о создании системы ЕвроПРО в нынешнем политическом контексте, похоже, и вовсе излишне. Здесь пока прогресс не "маячит" даже на горизонте.
Впрочем, за этими не вполне оптимистическими трендами стоит реальная экономика. И здесь не все так плохо. Торговый оборот между Россией и ЕС измеряется сотнями миллиардов долларов и не имеет объективных причин для резких колебаний, особенно в отрицательную сторону. Десятки миллионов жителей Старого Света ежедневно нуждаются в российских энергоносителях, и этот факт одним махом со счетов не списать.
Так что действовать в ущерб сложившемуся взаимовыгодному балансу и далеко идущим совместным планам из-за нынешних политических разногласий, пусть и принципиального характера, не с руки ни Москве, ни Брюсселю.