Приводим стенографический отчёт о важном событии — встрече В.Путина с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Во встрече приняли участие Председатель Государственной Думы, председатель Российского исторического общества, руководитель рабочей группы по подготовке концепции нового учебника истории Сергей Нарышкин, помощник Президента Андрей Фурсенко, Министр образования Дмитрий Ливанов, Министр культуры Владимир Мединский,авторитетные представители научного, образовательного и экспертного сообществ.
В данном обсуждении поднимались важнейшие вопросы идейно-ценностной повестки дня, и из уст президента России прозвучали важные смыслы и посыли обществу.
Задачи формирования концепции единого учебника отечественной истории являются также одной из важнейших сфер деятельности нашего Центра научно-политической мысли и идеологии. По этому направлению коллективом Центра уже много лет назад инициирована дискуссия в экспертном сообществе, проводились семинары и тематичекие конференции, а также реализованы целевые научные разработки. В их числе методическое пособие "История России. Учебник для учителя" и доклад В.Э.Багдасаряна "История и государственная политика. О необходимости формирования государственной исторической политики Российской Федерации", и тематические разделы 6-томника "Национальная идея России".
***
СТЕНОГРАММА ВСТРЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ С РАЗРАБОТЧИКАМИ КОНЦЕПЦИИ
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы знаем, как активно и заинтересованно обсуждаются у нас в обществе проблемы, связанные с историей, а тем более с преподаванием истории в школе и в высших учебных заведениях.
Собственно говоря, это понятно, почему: потому что от этих оценок в значительной степени зависит то, как общество относится к тому, что мы делаем сегодня, и то, какие мы строим планы на ближайшую, среднесрочную и на более отдалённую историческую перспективу. Именно в этом лежит причина этого накала страстей, которые вокруг исторических проблем и крутятся.
Именно поэтому мне очень важно и интересно встретиться с вами, представители возрождённого нами Российского исторического общества, Военно-исторического общества, учёные, преподаватели, авторы новой концепции учебного комплекса по истории нашей страны. И конечно, будет очень полезно, ценно услышать ваши оценки того, что сделано и как мы должны дальше в этой весьма чувствительной сфере действовать и развиваться.
Концепция, которая доработана и уже принята, насколько я понимаю, должна лечь в основу и целой линейки учебников и методических пособий.
Сразу в этой связи хотел бы сказать, что единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казённое, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события — это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история — основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода.
И задача школьного курса, если позволите сказать несколько слов об этом, дать ребятам хорошие, фундаментальные знания о ключевых фактах истории, о делах выдающихся соотечественников. С этим у нас подчас возникают большие проблемы. И мы с вами как-то вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования или столетия существования Российского государства.
Зачем мы это делаем, мне непонятно.
Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет Российской государственности.
И конечно, история, как и другие гуманитарные предметы, должна учить самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять разные точки зрения. Но, повторю, главная, стержневая линия, которая, на мой взгляд, должна проходить через весь курс преподавания истории, — объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине.
Знаю, что новая концепция преподавания истории подготовлена, как я уже говорил, в срок и 30 октября прошлого года утверждена на расширенном заседании президиума Российского исторического общества. Её авторы — коллектив специалистов, в который вошли учёные из институтов российской истории и всеобщей истории Российской академии наук, преподаватели ведущих вузов и школьные учителя.
Концепция и историко-культурный стандарт прошли широкое профессиональное и общественное обсуждение в течение пяти месяцев в рамках различных круглых столов, в печатных изданиях, в СМИ в широком смысле слова, в интернете; в нём приняли участие тысячи наших граждан, прежде всего учёные и преподаватели истории, ветераны, родительские организации, да и сами старшеклассники.
Все конструктивные замечания и предложения учтены авторами при доработке концепции. Я очень рассчитываю, что мы сегодня об этом тоже поговорим.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководителя рабочей группы — Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина и всех авторов концепции за большую и плодотворную работу, выразить признательность всем участникам прошедших дискуссий за активную гражданскую позицию — вне зависимости, кстати говоря, от подходов. Но то, что люди проявили такую заинтересованность, это очень важно, это хороший признак того, что мы с интересом относимся к своей собственной стране.
Сейчас на базе концепции нужно приступить к подготовке новых учебников по истории для всех классов. При этом очевидно, что до их появления в школах пройдёт время, и нам нужно предусмотреть переходный период. Также уже на базе новой концепции должны быть сформированы все экзаменационные материалы, в том числе вопросы Единого государственного экзамена. Всё это нужно сделать до начала нового учебного года.
Одновременно, как уже сказал, на базе концепции нужно приступить к формированию новой линейки учебников по истории. В этой связи хотел бы подчеркнуть, что такая работа должна строиться максимально открыто. Здесь не должно быть какого бы то ни было монополизма. Следует использовать как возможности для уже имеющихся, сложившихся коллективов, так и потенциал других авторских групп, в том числе молодых историков.
Все предоставленные материалы должны проходить глубокую профессиональную и общественную экспертизу — только после этого могут быть рекомендованы к использованию. Кстати, просил бы Российское историческое общество активно подключиться к этой экспертизе, а также подумать на тему о том, как общество могло бы поощрить наиболее достойные работы и их авторов.
И конечно, важно продолжить профессиональную непредвзятую дискуссию вокруг наиболее спорных событий истории, чтобы, опираясь на объективные факты, максимально сблизить здесь наши позиции и оценки, выйти на согласованную трактовку, во всяком случае там, где это возможно. Таких возможностей, мне кажется, всё-таки много.
При этом, убеждён, нельзя ограничивать учителя в его стремлении как можно шире показать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события, использовать в учебном процессе дополнительные материалы, сборники исторических документов, пособия и так далее. Главное, чтобы они были объективными, опирались на фундаментальные научные оценки и выводы и не допускали искажений.
Предстоит подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также проходят в школах, применив для этого опыт и наработки ряда российских вузов, в том числе и такого авторитетного, как МГИМО.
История — это сложный предмет, требует хороших, разносторонних знаний и от самого преподавателя, от самого учителя. Поэтому крайне важно своевременно, должным образом, на высоком профессиональном уровне организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров, уметь активно использовать видео-, аудиоматериалы, ресурсы интернета для этих целей.
И в завершении хотел бы затронуть ещё один текущий, но очень важный вопрос. В этом году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны. Впереди — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 100-летие Февральской и Октябрьской революций. Эти даты имеют большое общенациональное значение, причём все из них, какие бы оценки мы им ни давали, но это факт. И нам нужно вместе подумать на тему о том, хотел бы тоже услышать ваши предложения, какие мероприятия, в каком объёме мы должны провести в этой связи на общегосударственном уровне.
Это то, что я хотел сказать в начале. Благодарю вас за внимание. Давайте приступим к дискуссии по предмету нашей сегодняшней встречи. Пожалуйста.
С.НАРЫШКИН:
Уважаемый Владимир Владимирович! Я хотел бы прежде всего поблагодарить Вас за эту встречу и за позитивную оценку результатов работы по подготовке концепции учебно-методического комплекса преподавания отечественной истории в школе.
Действительно, это была очень ответственная работа, в которую были вовлечены и, собственно, профессиональное сообщество историков, учителя, общественные организации и многие российские регионы — около 50 регионов России приняли участие в этой работе.
Мы абсолютно согласны с Вами, что дальнейшую работу следует организовать поэтапно, внести соответствующие коррективы и в существующие учебные материалы, откорректировать и контрольно-измерительные материалы, в том числе в отношении Единого государственного экзамена. И конечно же, приступить к подготовке новых учебных материалов, которые бы соответствовали разработанной концепции.
Нам одновременно понятно, что само содержание стандарта будет совершенствоваться, потому что историческая наука не статична, и со временем она обогащается новыми знаниями о нашей отечественной истории. И пример тому — работа национального организационного комитета по подготовке мероприятий к 100-летию со дня начала Первой мировой войны. Многие из участников являются членами национального комитета, и практически все в этой работе участвуют.
Работа над концепцией позволила нам сделать несколько выводов. Вывод первый состоит в том, что общественный запрос на исторические исследования очень высок. Буквально каждое мероприятие рабочей группы находилось под прицелом (в хорошем смысле) и прессы, и экспертов, и, естественно, учителей истории, да и людей, которые историей интересуются, а таковых много.
И это подтверждают результаты опросов общественных мнений. Я напомню цифры, которые дает ВЦИОМ: 85 процентов наших граждан гордятся историей России, а 59 процентов говорят о том, что вопросы истории вызывают у них живой интерес. Мне представляется, что вряд ли еще какая-либо другая дисциплина, которая преподается в школе, вызывает такой интерес и такие оценки со стороны нашего общества. Очевидно, из этого мы, конечно, должны сделать вывод о том, что поддержка, ресурсное обеспечение исторических исследований и популяризация исторических знаний должны быть более существенными, чем сейчас.
Вывод второй состоит в том, что инициатива Российского исторического общества о широком обсуждении проекта концепции себя оправдала. Она позволила вовлечь всех желающих в обсуждение, услышать самую разную критику и в итоге выйти, на наш взгляд, на качественный документ. Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, а такие сначала были, что соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию краткого курса ВКП(б). Условно.
В.ПУТИН: А почему ВКП(б) сказали шепотом? Вы сами боитесь или боитесь, что мы испугаемся?
С.НАРЫШКИН: Это образ, Владимир Владимирович.
Вообще я бы сказал, что концепция является неким даже общественным договором по восприятию обществом нашего прошлого, нашей истории.
Вывод третий состоит в том, что впервые удалось составить перечень так называемых трудных вопросов, связанных с различным восприятием и различной трактовкой различных фактов и событий нашей истории. И само существование этих трудных вопросов являлось, пожалуй, самой большой преградой и барьером к подготовке условно единого учебника. Повторяю, условно единого учебника. И по большинству так называемых трудных вопросов удалось найти компромиссные формулировки.
Четвертый вывод. Мы увидели, что в самом профессиональном сообществе при всем его разнообразии имеется очень большой запрос и готовность к содержательной дискуссии, есть настрой на поиск общих решений. Я бы сказал, что за бортом дискуссии оказываются те, для кого важна не историческая правда, а продвижение, проталкивание сомнительных идеологий и старых догм.
И может быть, последнее, о чем я хотел бы сказать — это то, что завершение работы над концепцией вовсе не означает завершения дискуссии о нашей отечественной истории. Мы понимаем, что как раз конкуренция различных исторических школ является движущим инструментом, движущей силой для пополнения исторических знаний.
Я также благодарен всем, кто принял участие в этой работе.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Дмитрий Викторович, пожалуйста.
Д.ЛИВАНОВ: Во-первых, хочу сказать о той организационной работе, организационной поддержке, которую мы оказывали коллективу авторов концепции. Исходили из двух принципов.
Во-первых, из того, что к работе над концепцией должны быть привлечены наши лучшие ученые-историки. Это в полной мере удалось сделать. Ведущие академические институты, наши ведущие гуманитарные университеты и преподаватели истории, как вузовские, так и школьные, — это те люди, которые явились авторами этой концепции. При ее создании использовались самые современные исторические методики и современные представления об истории. И это очень важно.
Второй принцип — максимально широкое обсуждение, как профессиональное, так и общественное. Действительно, мы это обсуждение провели. Только крупных мероприятий по обсуждению прошло более 200, более 1000 замечаний представила только профессиональная часть тех, кто обсуждал. Все эти замечания были рассмотрены, обсуждены, значительная часть из них была учтена. Но, кстати говоря, большая часть замечаний относилась как раз к истории ХХ века. Это то, что действительно людей волнует больше всего.
По результатам соцопросов мы видим, что больше 85 процентов граждан поддерживают переход на единые принципы преподавания истории в школе. Поэтому это консенсус не только в профессиональном сообществе, но и в обществе в целом.
Несколько слов о том, как мы будем двигаться дальше. Действительно, на создание учебника и всего комплекса учебно-методических материалов уйдет время, минимум полтора-два года, но в течение этого срока концепция обязательно будет работать и будет применяться в школе. По сути, она уже применяется. Во-первых, в течение этого и следующего года будет организовано повышение квалификации всех школьных учителей истории, права, обществознания, это более 60 тыс. человек. Все они пройдут повышение квалификации в соответствии с новой концепцией.
Второе. К началу нового учебного года будет разработана примерная программа по истории России, и в каждой школе она будет использоваться как основа для преподавания истории, хотя учебника пока нет, но примерная программа, соответствующая концепции, будет применяться.
Одновременно школы получат и методические рекомендации по синхронизации, как Вы сказали, преподавания всеобщей истории, преподавания литературы с преподаванием истории России. Это очень важно, например, чтобы школьники изучали литературные произведения, относящиеся к тому или иному историческому периоду, одновременно с тем, как они изучают эти периоды в курсе истории. Это пробудит и интерес и просто обогатит детей большим объемом знаний.
Наконец, мы сейчас проводим экспертизу всех учебников, которые входят в федеральный перечень. Там сейчас 11 "линеек" по истории России. Пока не будет нового единого учебника, и будут использоваться в школе только те "линейки", которые полностью соответствуют этой концепции. Таким образом, концепция будет работать, уже фактически начиная с нового учебного года.
И то, что Вы сказали в части контрольно-измерительных материалов единого экзамена по истории. Мы этим занимаемся, в новом едином экзамене в 2014 году будут использоваться только те задания, которые соответствуют концепции. Естественно, что полный набор новых контрольно-измерительных материалов мы сможем подготовить только после того, как концепция, которая является рамочным документом, обрастет материалами, то есть когда появятся и учебник, и все сопутствующие ему методические материалы.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Пожалуйста, Александр Оганович.
А.ЧУБАРЬЯН:
Уважаемый Владимир Владимирович!
Я хотел бы сказать, что это была трудная, но очень интересная работа. Она продолжалась несколько месяцев. И вначале у меня даже было пессимистическое настроение, когда я читал отклики, где все в основном критиковали саму идею. Но мы провели съезд учителей истории, и около 85 процентов делегатов съезда высказались за то, что нужно делать единую концепцию. Потому что тот разнобой, который есть в этих десятках существующих учебников, осложняет преподавание. Большой разнобой, Владимир Владимирович, есть и в регионах. Там есть так называемые региональные приложения, которые очень отличаются друг от друга, но самое главное часто противоречат и федеральным учебникам. Поэтому мы проводили совещания в Уфе и в Казани и поняли необходимость этой работы.
В основу, конечно, мы (авторский коллектив, разработчики) положили концептуальные вопросы. Первое, о чем Вы сказали, — это проблема российской идентичности, как она формировалась с Древнерусского государства и как она эволюционировала вплоть до наших дней.
Вообще происхождение Древнерусского государства оказалось одной из острых тем. Это была трудная тема, особенно с учетом, здесь можно сказать откровенно, позиции наших украинских коллег. Но мы нашли какое-то общее решение, в том числе и с ними, встречались для решения этих вопросов.
Второй вопрос, о чем я хотел сказать. Мы исходили из того, что надо показать большой путь, который прошла страна, не скрывая и тех трудностей, тяжелых периодов, которые у нас были. Главное, Владимир Владимирович, что мы хотели показать, это проблему преодоления, как страна преодолевала сложные вопросы.
Я бы сказал, у нас было три больших примера — Смута XVII века, наполеоновское нашествие (1812 год) и, конечно, Великая Отечественная война. Показать молодым людям, как именно шло преодоление этих сложных и трудных вопросов, мне кажется, нам удалось.
Здесь уже было сказано, что был составлен список трудных проблем. Учителя говорят, что им сложно бывает прежде всего [в преподавании] истории XX века. Очень долго обсуждали проблемы революции, о чем Вы упомянули уже в связи с годовщиной.
Мы вышли на некое новое определение революции 1917 года, назвав это "Великая российская революция", имея в виду и февраль и октябрь, и гражданскую войну — объединили вместе, так как это делается в отношении других революций в других странах. Я должен сказать, что люди наши разного спектра, в том числе и те, для которых эта революция сегодня источник поклонения и всего, что хотите, они тоже, в общем и целом приняли эту точку зрения.
Второй вопрос — как оценить советское общество? Мы проводили специальное большое заседание, и мне кажется, что нашли формулу, которая вначале вызвала большое отторжение, а потом большинство согласилось, что 30-е годы — это был советский вариант модернизации, имея в виду, что это включает в себя и позитивные вещи, и некоторые негативные явления, которые были и сопровождали это.
Интересно, что (конечно, для нас не является обязательным учитывать это) мы делаем российско-германское учебное пособие, Владимир Владимирович, по истории, и мой сопредседатель — консервативный немецкий историк, с которым мы не советовались, прислал свое введение, в котором он назвал то, что было в Советском Союзе в 30-е годы, "модернизационной диктатурой". То есть слово "модернизация", которое вначале вызвало большой всплеск недовольства у нас в стране со стороны людей, так сказать, другого края, оно в итоге было принято.
Очень сложным вопросом оказалась проблема формирования многонационального государства — присоединение Средней Азии, Кавказа, их вхождение в состав Российской империи. Основная дискуссия проходит у нас со странами СНГ.
В некоторых странах СНГ (а у нас есть ассоциация директоров институтов, я встречаюсь с ними каждый год) считают, что это был колониальный период. Но украинцы, армяне, таджики, киргизы, белорусы не стоят на этой точке зрения. Приняли решение провести в этом году специальную дискуссию по этой теме. Мы обратили особое внимание не столько на характер присоединения, а на последствия присоединения для этих народов — что они получили, войдя в состав России, а потом в состав Советского Союза, и с точки зрения экономики, их политического веса, роста национального сознания. Потому что большинство, например, общественных украинских организаций было создано в рамках Российской империи в XIX веке.
Очень важный вопрос, о котором Вы сказали, — это воспитание молодого поколения именно как людей мыслящих. Ваше предложение, которое Вы еще раньше сделали, чтобы через учителя. Поэтому, мне кажется, сейчас одна из главных задач — подготовить срочно для учителей такую серию небольших брошюр, книг, в которых мы бы учителям рассказали, какие существуют в отечественной и мировой науке оценки, разные оценки по тем или иным вопросам, и они этим смогут использовать.
В заключение хотелось бы сказать, что у нас, конечно, очень большие были сложности и дискуссии, которые продолжились, Владимир Владимирович, за этим столом до Вашего прихода — это проблема, чем закончить учебник. Были предложения закончить 2000 годом. Мы в нашей концепции предложили все-таки довести это дело до наших дней.
Я тоже сторонник этого, исходя из того, что молодое поколение, которое учится в школе, родилось, живет в наши дни, оно должно, мне кажется, иметь некоторое ясное представление о том обществе, в котором сейчас находятся. Потому что кто-то очень удачно сказал, что учебник должен быть навигатором. Он не может ответить на все вопросы, но в том море информации, которую получает наше молодое поколение, в том числе через Интернет, мы сочли нужным сделать это, довести [содержание учебника] до наших дней. Но это, конечно, уже, так сказать, продолжение дискуссии на эту тему.
И последнее. Хотел бы сказать, что наша главная цель была молодому поколению привить чувство гордости за свою страну, уважения и понять на опыте истории свою меру ответственности, каждого человека, каждого российского гражданина за всю историю страны, за ее прошлое, как это было, а сегодня — за ее настоящее и за ее будущее.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Я думаю, что то, чем мы сейчас закончили, является ключевым моментом всей нашей работы, а именно смысл всей работы в том, чтобы люди поняли — не только узнали о том, что было, и ознакомились с объективными оценками, но поняли свою собственную, личную меру ответственности за страну, в которой живём, причём и сегодня, и на длительную, как я уже говорил, перспективу.
Я посмотрел эти сложные, трудные вопросы, некоторые из них носят уже тысячелетний характер. Мне кажется, что по некоторым этим проблемам споры среди историков, специалистов идут уже веками, они начались даже раньше Соловьёва и других наших известных исследователей, — например, роль варягов в процессе образования единого Российского государства. У нас нет достоверных данных, и поэтому можно делать только, мне кажется, предположения, но предположения тоже можно делать, основываясь на совокупности знаний, которые мы получаем и в ходе археологических исследований, и изучения первоисточников, текстов.
Поэтому это тоже не лишняя работа, она важна для понимания нашей идентичности: кто мы такие, откуда мы взялись, как мы развиваемся. Это чрезвычайно важные вещи, несмотря на то, что споры по этой теме идут уже веками.
Александр Оганович [Чубарьян] сказал о том, что разнобой в учебниках осложнял работу преподавателей. Вы знаете, это, конечно, важно, но это далеко не самое главное, а самое главное заключалось до сих пор в том, что в той системе сертификации, так условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны и для нашего народа: для любой страны и для любого народа это просто как плевок в лицо, понимаете.
Скажем, некоторые оценки в некоторых учебных материалах того, что происходило во время Второй мировой войны, — это просто безобразие, по-другому и назвать никак нельзя. Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи, это просто какой-то идеологический мусор. И вот от этого нам нужно избавиться.
Ещё раз хочу подчеркнуть, речь совсем не о каком-то единообразии, не в попытках ввести какое-то единообразие в мышление и в оценки. Оценки важны, я посмотрел, в этих сложных вопросах — оценки: цена петровских реформ, цена победы в Великой Отечественной войне. Конечно, можно обо всём этом говорить, но важно не это, это тоже важно, но ещё важнее то, о чём только что коллега сказал, — о последствиях.
Вот говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Отчасти надо признать, что там идеология совдеповская функционировала и оказывала негативные влияния на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях: а если бы победил фашизм, какие были бы последствия? Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых, их просто истребили бы, вот и всё.
Поэтому нам нужны, и можем это сделать сегодня, особенно сейчас было сказано о нашем сотрудничестве с историками из других стран, мы совместно можем выработать максимально объективные подходы к оценкам. Мы можем это сделать — и нужно это сделать.
В этой связи я, конечно, хотел бы вас поблагодарить за то, что сделано за последнее время, и очень рассчитываю на то, что эта работа не будет останавливаться. Как я уже говорил во вступительном слове, она будет продолжена — конечно, при участии самых широких слоёв общества в этой очень важной совместной работе.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #6 написал: hdkv (19 января 2014 07:16) Статус: |
Да это Путин просто троллит общество. Важен даже не сам учебник, важна дискуссия вокруг него. С нетерпением жду учебника, чтобы объяснить своим детям, где именно и о чём нам врёт государство
» #5 написал: natalja24 (18 января 2014 02:44) Статус: |
gojesi, мне думается,что пока комментировать то особо и нечего.Поживём-увидим,чем всё на практике обернётся.Оно и действительно так,как сказал А.Фурсов,что бы преподавание истории строилось с точки зрения гос.идеологии,этой идеологией надо бы обзавестись.А пока ещё и не ясно ,какаой именно идеи решит следовать Русь.А как решит,то и Конституцию поменяет.Долго запрягает Россия!!!
» #4 написал: Яра (18 января 2014 01:01) Статус: |
хе-кхе... Дело конечно важное, но "все смешалось в доме Облонских"... Историческая наука - это одно, история, как последовательность событий, это другое, а государственная история - это совсем "личное". И когда пытаются на примере истории выращивать патриотов - это для понимания исторических событий дело практически недостежимое. Да, надо иметь достойный учебник истории, но вот незадача: что в нем должно быть главным - иторическая наука или цепь подаваемых патриотических примеров из прошлого Родины? Так ведь если последнее - то в будущем невозможно воспитать настоящего ученого-историка, бепристрастного и объективного, вдумчивого и с широким кругозором. Мне думается, что надо разделить две эти задачи. Учебник по истории должен быть в основе ориентирован на историческую науку. И надо дать дополнительный курс - история государственного строительства (или иначе - над названием надо думать), в котором будет широко представлены конкретные примеры героизма и любви к Родине. Вот в такой связке гораздо легче решать столь трудные задачи по формированию научного и гражанского мировоззрения.
Надо делать главу научную, а в конце главы типа художественного рассказа о подвиге наших людей с воспитательно-патриотическим смыслом. Только надо, чтобы этот текст передавал дух времени и рассказывал об элементах быта и тому подобное. Чтобы прочитав эти рассказы как бы прошелся, окунулся в историю.Кругозор чтобы расширялся. Так детям легче, им до исторической науки в их возрасте... очень фиолетово. Надо заинтересовывать, на понятном языке и уровне, и с пользой дела. Но это лишь мысли... может, их услышат.
» #3 написал: Mock (18 января 2014 00:38) Статус: |
По мнению постоянного члена Изборского клуба, известного историка и кризисолога Андрея Фурсова, новая концепция учебника отечественной истории несостоятельна почти по всем статьям.
- Методологически она просто несостоятельна, у нее очень много концептуальных огрехов и есть просто фактографические несоответствия! В общем, если называть вещи своими именами, это не научный документ, а чиновничья отписка, цель которой - свести к минимуму ответственность и протащить либеральную схему. Я не сказал бы, что авторы концепции доходят до яновщины (Россия - это недоделанная Европа), но в принципе, они проходят очень близко, по касательной, а кое-где и переходят эту грань, - считает Андрей Фурсов.
- Во-первых, заявляется, что концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенную точку зрения на дискуссионные проблемы. Дело в том, что наука – не парламент и количеством за или против поднятых рук здесь вопросы не решаются. То есть, концепция не может быть общественным договором! Как соотносится научная истина со взвешенным договором – непонятно.
А еще больше удивляет методологическая база. Как она формируется, формулируется авторами этого документа? В качестве методологической основы берутся исторический подход, толерантность и многофакторный подход. Но дело в том, что это булки из разных анекдотов. Потому, что толерантность есть некая идейная позиция, а вот исторический подход и многофакторный подход действительно относятся к методологии. Хотя что понимается под многофакторным подходом? Мне очень много в жизни приходилось критиковать пресловутый многофакторный подход, потому что его суть очень проста: подмена целого суммой частей. То есть, все факторы одинаковы и единое целое разваливается.
О базовых ценностях говориться, что это прежде всего - ценности гражданского общества. Патриотизм появляется значительно ниже, после формирования ориентиров и овладения знаниями. То есть, сначала мы овладеваем знаниями, а потом становимся патриотами? В этом отношении не грех бы поучиться у японцев, у которых написано, что главная задача японского образования - это формирование патриотизма.
Потом, правда, патриотизм у авторов концепции появляется, но он все время идет с гражданственностью. И, в общем-то появляется здесь также толерантность. То есть, вот эта триада (патриотизм, гражданственность и толерантность) - странная очень. Дело в том, что реализация двух первых очень часто требует нарушения толерантности, а толерантность зачастую обесценивает и патриотизм, и гражданственность.
Авторы заявляют свой подход, как историко-культурологический. Замечательно! Но дело в том, что кроме историко-культурологического подхода, есть подход социально-экономический, и вот это отсутствие социально-экономического подхода дает себя знать несколько раз.
Есть и досадные фактографические огрехи. Например, на странице 14-й концепции авторы утверждают, будто специфика строя Древнерусского государства заключается в господствующей роли князя и служившей ему знати. Это, что называется, приехали. На Руси были три разные модели: боярская, вечевая и княжеская. Княжеская - только Северо-Восточная Русь, и они свели к одной ее модели все древнерусское многообразие. Не прописаны причины возвышения Москвы. Ну и, наконец, если вы, ребята, меняете термин «татаро-монгольское иго» на «ордынское иго», то объясните это толком. Тому есть вполне есть грамотное научное объяснение, термин – действительно неадекватный, но здесь-то это сделано скорее по политическим соображениям. В программе меня удивила одна вещь. По Ивану Грозному, по его внутренней политике, все заканчивается земской реформой. Дальше вроде как ничего не было. И, хотя слово «опричнина» присутствует в глоссарии, в программе опричнины нет!
Это неслучайно! Иб, хотя авторы концепции и заявляют, будто они - приверженцы сравнительного подхода, весь этот «сравнительный подход» куда-то девается, когда они говорят о трагических последствиях правления Ивана Грозного. Вот тут бы им и дать сравнение с жестокостями и трагедиями Западной Европы. Тут бы и показать, какие кошмарные бойни творились во Франции во время религиозных войн, какой процент английского населения был уничтожен в правление Генриха Восьмого и Елизаветы Первой. Вот тут и поработать над компаративистикой - но работы этой нет.
Когда описываются великие реформы Александра Второго, все замечательно все расписывается - про свободу, право и т.д. А вот социально-экономический грабительский характер реформ, по поводу которых Некрасов сказал, что реформа ударила «одним концом по барину, другим - по мужику», ничего совершенно не говорится.
И вот мы подъезжаем к ХХ веку, где авторы делают главный ход. Они убирают социалистическую революцию! У них есть период с 1914 по 1921 год (слямзили у западного историка-любителя А.Верта – М.К.).
Таким образом, размывается этот период, и в результате нарушается системный социально-экономический принцип. У нас получается, что есть некий целый период, с 1914 по 1921 год. А в нем оказываются две совершенно разные системы! С 1914 по 1917 годы жили, как известно, самодержавие и полупериферийный капитализм. А затем была создана социалистическая схема. Вот все это сдвинуто вместе, причем с одной целью: чтобы убрать 1917 год. И 1917-й убирается еще и по-другому. Вводится термин – «Великая российская революция 1917 года».
Это февральский переворот - великая революция? Это ублюдочное Временное правительство - великая революция? Ну, это просто позорная трактовка. Авторы упорно затушевывают антикапиталистический, социалистический характер преобразований, сводя их к абстрактной модернизации. Таким образом, повторяя зады западных схем 60-х годов.
Хочу напомнить, что в западной серьезной науке теория модернизации была оставлена и заменена сначала на теорию независимого развития, а затем - на теорию мир-системного подхода в конце 60-х годов. Последняя попытка западной историографии всерьез отстоять теорию модернизации - это 1979 год, когда был издан толстый том «Модернизация Китая». Там еще наблюдалась попытка учесть все критические замечания в адрес теории модернизации. С тех пор термин «модернизация» существует как метафора. Видимо, авторам концепции об этом не сообщили.
Трактовка Великой Отечественной войны в позитивную сторону отличается, конечно, от зубовского учебника, где Великая Отечественная война названа «советско-нацистской войной». Тем не менее, среди причин победы в Великой Отечественной войне не названа главная – советский характер системы. То, что победила система в этой войне. Этого нет! И в программе отсутствует, например, одна из самых блестящих операций Великой Отечественной войны - эвакуация промышленности с Украины летом 1941 года.
Рассматривая нашу историю после 1945 года, авторы пишут, будто СССР в силу консерватизма политических институтов не смог найти адекватных ответов на общемировые процессы. Но это- полный бред! Как это не мог найти? Атомную бомбу сделали? Водородную тоже сделали, экономику восстановили, социализм победил в значительной части Евразии, Советский Союз стал второй сверхдержавой. Это называется - не нашли ответа на общемировые процессы? По-видимому, по мнению авторов, адекватный ответ был один – лечь во время Холодной войны под Америку, капитулировать.
Есть в концепции частности, которые мне, как человеку, жившему в 60-е годы, противны. Я понимаю, что это – вранье. Нам говорят, что качество жизни и динамика потребления в послевоенный период в ССР отставали от западных стандартов. Рекомендую авторам посмотреть западные фильмы - французские, итальянские - 60-х т 70-х годов, в которых показана повседневная жизнь этих стран. И лишь после этого надо посмотреть насчет потребления.
Интерпретация горбачевской перестройки совершенно понятна. Очень жаль, что авторы используют НАТОвский термин «Доктрина Брежнева», который был запущен Западом в оборот после нашего ввода войск в Чехословакию в 1968-м.
Лживость этого термина заключается в том, что в соответствии с доктриной НАТО, как только возникает в той или иной натовской стране опасность для блока НАТО, то туда вводятся войска Североатлантического блока. То есть, Брежнев действовал в соответствии с доктриной НАТО. А они это назвали «Доктриной Брежнева». Чистый ход был в информационной войне! И вот нынешние авторы «патриотической концепции» повторяют этот вражеский ход. Вообще, если говорить, что мы живем в сетевом обществе, которое не знает разделения на войну и мир, то этот учебник никак не может быть оружием России в сетевой информационной войне. Этот учебник даже щитом не может быть, не то, что мечом. То есть, я полагаю, что этот учебник можно считать автоголом, голом в собственные ворота.
Помимо прочего, хотел бы отметить просто некомпетентность авторов по целому ряду вопросов. Ну, может у них и вовсе не стояло задачи писать компетентную работу, а им просто требовалось протащить некую схему и при этом свести к минимуму свою ответственность…
Бой за русскую историю. Часть 1. ИСТОРИЯ? КОМПЛЕКС НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ! m-kalashnikov.livejournal.com/1695639.html
Бой за русскую историю. Часть 3. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОУНИЧИЖЕНИЯ m-kalashnikov.livejournal.com/1696447.html
Бой за русскую историю. Часть 4. НАЦМАЗОХИЗМ. КТО ЭТО ПИСАЛ? m-kalashnikov.livejournal.com/1696717.html
"19 февраля 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям В.Путин потребовал создать ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК по ИСТОРИИ (http://www.kremlin.ru/transcripts/17536). Однако затем идея ЕДИНОГО УЧЕБНИКА незаметно трансформировалась в ЕДУНУЮ КОНЦЕПЦИЮ. Более того, В.Путин на встрече с авторами концепции нового учебника истории заявил: "единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казённое, официозное, ИДЕОЛОГИЗИРОВАННОЕ единомыслие. Речь совершенно о другом: о ЕДИНОЙ ЛОГИКЕ преподавания истории ..." Так почему же В.Путину пришлось отказаться от Единого Учебника по Истории и "ИДЕОЛОГИЗИРОВАННОГО ЕДИНОМЫСЛИЯ" и заговорить о "ЕДИНОЙ ЛОГИКЕ преподавания истории"? Ответ находится в тексте Конституции РФ, а именно: Статья 13 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. (http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm) Таким образом, ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК по ИСТОРИИ где должна быть ИДЕОЛОГИЯ попросту НЕВОЗМОЖЕН без ИЗМЕНЕНИЯ Конституции! А стало быть пока что приходится довольствоваться всего лишь "ЕДИНОЙ ЛОГИКОЙ преподавания истории", увы ... http://vk.com/wall-62880509_1820
--------------------
" Как тяжело жить, когда с Россией никто не воюет ". Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ." Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
» #2 написал: Dudu (17 января 2014 23:28) Статус: |
Кхе-кхе... Дело конечно важное, но "все смешалось в доме Облонских"... Историческая наука - это одно, история, как последовательность событий, это другое, а государственная история - это совсем "личное". И когда пытаются на примере истории выращивать патриотов - это для понимания исторических событий дело практически недостежимое. Да, надо иметь достойный учебник истории, но вот незадача: что в нем должно быть главным - иторическая наука или цепь подаваемых патриотических примеров из прошлого Родины? Так ведь если последнее - то в будущем невозможно воспитать настоящего ученого-историка, бепристрастного и объективного, вдумчивого и с широким кругозором. Мне думается, что надо разделить две эти задачи. Учебник по истории должен быть в основе ориентирован на историческую науку. И надо дать дополнительный курс - история государственного строительства (или иначе - над названием надо думать), в котором будет широко представлены конкретные примеры героизма и любви к Родине. Вот в такой связке гораздо легче решать столь трудные задачи по формированию научного и гражанского мировоззрения.
» #1 написал: gojesi (17 января 2014 22:23) Статус: |
как мало комментариев..., наверное неинтересно... А ведь история России, это совокупная история мира. Именно что - "основа национальной самоидентификации". Только история не нынешняя, написанная врагами, а история подлинная, где Киев не есть "матерь городов Русских", у русских за тысячелетия до Киева были города, в том числе и великие... Где Владимир Ясно-солнышко, не потому что он белый и пушистый, а потому что от употребления сулицы, ходил с перманентно-красной пьяной рожей. Да за что ни возьмись всё так, всё неправда, ложь и компиляции. Если мы хотим убить дерево в лесу, то его можно спилить, или кору испортить, или ветки обрубить, но тогда всем всё и сразу станет понятно, что против "дерева" ведутся недружественные боевые действия. Если нужно убить дерево незаметно, даже и для самого Дерева, то нужно отсечь его от корней... Что с нами и проделали, но мы, тяжело-больные восстанавливаемся... Хватило бы времени...
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 657
Рейтинг поста:
С нетерпением жду учебника, чтобы объяснить своим детям, где именно и о чём нам врёт государство
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 20
Рейтинг поста:
мне думается,что пока комментировать то особо и нечего.Поживём-увидим,чем всё на практике обернётся.Оно и действительно так,как сказал А.Фурсов,что бы преподавание истории строилось с точки зрения гос.идеологии,этой идеологией надо бы обзавестись.А пока ещё и не ясно ,какаой именно идеи решит следовать Русь.А как решит,то и Конституцию поменяет.Долго запрягает Россия!!!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Дело конечно важное, но "все смешалось в доме Облонских"...
Историческая наука - это одно, история, как последовательность событий, это другое, а государственная история - это совсем "личное".
И когда пытаются на примере истории выращивать патриотов - это для понимания исторических событий дело практически недостежимое.
Да, надо иметь достойный учебник истории, но вот незадача: что в нем должно быть главным - иторическая наука или цепь подаваемых патриотических примеров из прошлого Родины? Так ведь если последнее - то в будущем невозможно воспитать настоящего ученого-историка, бепристрастного и объективного, вдумчивого и с широким кругозором.
Мне думается, что надо разделить две эти задачи. Учебник по истории должен быть в основе ориентирован на историческую науку. И надо дать дополнительный курс - история государственного строительства (или иначе - над названием надо думать), в котором будет широко представлены конкретные примеры героизма и любви к Родине. Вот в такой связке гораздо легче решать столь трудные задачи по формированию научного и гражанского мировоззрения.
Надо делать главу научную, а в конце главы типа художественного рассказа о подвиге наших людей с воспитательно-патриотическим смыслом. Только надо, чтобы этот текст передавал дух времени и рассказывал об элементах быта и тому подобное. Чтобы прочитав эти рассказы как бы прошелся, окунулся в историю.Кругозор чтобы расширялся. Так детям легче, им до исторической науки в их возрасте... очень фиолетово. Надо заинтересовывать, на понятном языке и уровне, и с пользой дела. Но это лишь мысли... может, их услышат.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
По мнению постоянного члена Изборского клуба, известного историка и кризисолога Андрея Фурсова, новая концепция учебника отечественной истории несостоятельна почти по всем статьям.
"19 февраля 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям В.Путин потребовал создать ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК по ИСТОРИИ (http://www.kremlin.ru/transcripts/17536).
Однако затем идея ЕДИНОГО УЧЕБНИКА незаметно трансформировалась в ЕДУНУЮ КОНЦЕПЦИЮ.
Более того, В.Путин на встрече с авторами концепции нового учебника истории заявил: "единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казённое, официозное, ИДЕОЛОГИЗИРОВАННОЕ единомыслие. Речь совершенно о другом: о ЕДИНОЙ ЛОГИКЕ преподавания истории ..."
Так почему же В.Путину пришлось отказаться от Единого Учебника по Истории и "ИДЕОЛОГИЗИРОВАННОГО ЕДИНОМЫСЛИЯ" и заговорить о "ЕДИНОЙ ЛОГИКЕ преподавания истории"?
Ответ находится в тексте Конституции РФ, а именно:
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. (http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm)
Таким образом, ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК по ИСТОРИИ где должна быть ИДЕОЛОГИЯ попросту НЕВОЗМОЖЕН без ИЗМЕНЕНИЯ Конституции!
А стало быть пока что приходится довольствоваться всего лишь "ЕДИНОЙ ЛОГИКОЙ преподавания истории", увы ...
http://vk.com/wall-62880509_1820
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 49
Рейтинг поста:
Дело конечно важное, но "все смешалось в доме Облонских"...
Историческая наука - это одно, история, как последовательность событий, это другое, а государственная история - это совсем "личное".
И когда пытаются на примере истории выращивать патриотов - это для понимания исторических событий дело практически недостежимое.
Да, надо иметь достойный учебник истории, но вот незадача: что в нем должно быть главным - иторическая наука или цепь подаваемых патриотических примеров из прошлого Родины? Так ведь если последнее - то в будущем невозможно воспитать настоящего ученого-историка, бепристрастного и объективного, вдумчивого и с широким кругозором.
Мне думается, что надо разделить две эти задачи. Учебник по истории должен быть в основе ориентирован на историческую науку. И надо дать дополнительный курс - история государственного строительства (или иначе - над названием надо думать), в котором будет широко представлены конкретные примеры героизма и любви к Родине. Вот в такой связке гораздо легче решать столь трудные задачи по формированию научного и гражанского мировоззрения.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 296
Рейтинг поста: