Заступившая на пост полугодичного председателя в Европейском союзе Греция намерена изменить внешнеполитический вектор ЕС с Востока на Юг. Это означает повышенное внимание к региону Средиземноморья при одновременном отказе от форсированного продвижения программы "Восточное партнерство"
Такой подход отвечает объективной ситуации в регионе, но одновременно грозит новыми геополитическими "разборками" в рядах самого Евросоюза – считает обозреватель "Голоса России".
"Южное соседство" ЕС имеет для нас огромное значение, равно как и для этих стран. Литва, президентство которой закончилось, фокусировалась на "Восточном соседстве" - Украине, Армении и т.д." - такое заявление сделал вице-премьер и министр иностранных дел Греции Эвангелос Венизелос (Evangelos Venizelos) в интервью греческому информационному агентству ANA-MPA. По его словам, Греция в период своего председательства в ЕС "ставит акцент" на "южном соседстве" Евросоюза и будет активно развивать отношения именно с этим регионом.
Стремление Греции играть более активную региональную роль носит объективный характер, и в этом вряд ли следует видеть какой-то популизм или отражение радикальных настроений внутри страны. Безусловно, следует учитывать приближение майских выборов в Европарламент. Однако пока нет оснований говорить, что они ознаменуются для страны новыми потрясениями - отметил в беседе с "Голосом России" эксперт Института Европы РАН Владислав Белов:
"Греция вновь стоит перед выборами – на этот раз в Европарламент. Но я думаю что дальше той радикализации, которая имела место в ходе предыдущих избирательных кампаний, ситуация уже не пойдет. Так сказать, пар уже выпущен".
Для того, чтобы лучше понять суть нынешних "подвижек" в ЕС, необходимо напомнить, что Евросоюз стал активно "обрастать" региональными программами и "измерениями" со второй половины 2000-х годов. Причем у каждого из них были свои еврокураторы.
Наиболее "прозрачными" были цели "Северного измерения", которое гораздо старше своих коллег. Данная программа как важное направление внешней политики ЕС была впервые озвучена на высшем уровне на заседании Совета ЕС в Люксембурге в 1997 году. В следующем году "Северное измерение" приняло более конкретный формат в виде постановления Еврокомиссии. Основными целями программы было провозглашено решение проблем и реализация возможностей, существующих в регионе, охватывающем северные государства-члены ЕС, страны так называемой "Европейской экономической зоны" (Исландия и Норвегия), а также Россию.
Первоначально акцент делался на содействии вступлению в ЕС стран Балтии. А после того, как Латвия, Литва и Эстония в 2004 году были приняты в Евросоюз – главным в программе "Северное измерение" стали экологические вопросы. Они, конечно, тоже зачастую приобретают политический характер, однако "Северное измерение" все-таки носит более прогнозируемый характер, нежели другие аналогичные программы в ЕС.
В отличие от "Северного измерения", "Восточное партнерство" и "Южное соседство" носят гораздо более выраженный геополитический характер. Разработанное Польшей и Швецией и представленное в 2008 году "Восточное партнерство" изначально преследовало цель укрепления позиций Евросоюза в республиках бывшего СССР с тем, чтобы сократить их связи с Россией. Что же касается "Южного соседства", то данная программа корреспондируется с более широким проектом "Средиземноморского союза", разработанного примерно в эти же сроки тогдашним президентом Франции Николя Саркози. В глазах французского лидера данный проект был призван укрепить позиции его станы в обширном геополитическом регионе от Марокко на Западе до Сирии на Востоке. "Средиземноморский союз" и географически близкое к нему "Южное измерение" ЕС были разработаны еще до кровавых событий в Ливии и последующих проявлений "арабской весны" - но оказались особо востребованными именно в условиях нарастающей нестабильности во всем регионе Северной Африки и Ближнего Востока.
Помимо вышеперечисленных программ и их кураторов, в Евросоюзе есть и еще один центр силы – Германия. Берлин весьма скептически относится как к "Восточному партнерству", так и к "Средиземноморскому союзу", опасаясь втягивания Евросоюза в опасные игры, чреватые политическими и финансово-экономическими издержками. В частности, Германия настаивает на том, чтобы ЕС не связывал себя никакими конкретными обязательствами на предмет приема в эту организацию стран-участниц "Восточного партнерства" во главе с Украиной. В этом Берлин пользуется поддержкой Парижа. А для того, чтобы снивелировать средиземноморскую активность Франции, Германия делает ставку на активную политику ЕС на Балканах – где германские дипломаты и военные играют ключевую роль еще с 1990-х годов.
В этих условиях "дрейф" приоритетов Греции на посту председателя ЕС в южном направлении свидетельствуют о намерении Афин играть более активную и сложную игру. Ведь как раз во времена Саркози сформировалась та невыгодная для Греции антикризисная ось Франции и Германии, которая требовала от "проблемных" стран ЕС драконовских мер бюджетной экономии. Приход же в Елисейский дворец Франсуа Олланда превратил Францию скорее в поборника противоположной стратегии, призванной финансово стимулировать производство и потребление в еврозоне. В самом ЕС в настоящее время происходит «переоценка ценностей» по самым важным вопросам – подтвердила в беседе с "Голосом России" завотделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова:
"В Европейском союзе сейчас пересматриваются основные ориентиры по выходу из кризиса. Многие эксперты отмечают, что разногласия в самом ЕС носят в настоящее время не столько идеологический, сколько институциональный характер. Существуют различные подходы и в отношении политики «Меркель-Саркози», которая ранее, в общем, превалировала в Европейском союзе, прежде всего, в бюджетной политике как возможность выхода из экономического и финансового кризиса".
В сложившейся ситуации наметившееся сближение Афин и Парижа на международной арене вполне объяснимо. Кроме того, Греция исторически и географически тяготеет именно к Средиземноморью. Сыграл свою роль и фактический провал ставки на "Восточное партнерство", которой во втором полугодии 2013 года действительно придерживалась Литва. Несмотря на все усилия Вильнюса, Варшавы и других евростолиц, Евросоюзу не удалось убедить Украину подписать соглашение об ассоциации с ЕС – что стало крупнейшим геополитическим поражением Брюсселя на последние годы в его антироссийских играх. Греция же традиционно поддерживает конструктивные отношения с Россией, и потому ее нежелание форсировать программу "Восточное партнерство" хорошо объяснимо и с этой точки зрения.
Тем не менее, не приходится сомневаться, что поборники "Восточного партнерства" не будут сидеть сложа руки. Да и сама Греция слишком финансово зависима от ЕС, чтобы рассчитывать на проведение ею полностью самостоятельной политики. В сложившейся ситуации весьма показательные идеи высказала на днях британская газета The Financial Times. По мнению издания, "Евросоюз должен приложить все усилия", чтобы не допустить закрепления на континенте новых разделительных линий между Востоком и Западом. Для этого Брюссель, с одной стороны, "не должен уклоняться - как он делал до сих пор - от того, чтобы предоставлять странам "Восточного партнерства" возможность в будущем стать его полноправными членами при условии
выполнения ими всех требований". А с другой – ЕС "должен попытаться найти способы согласовать правила торговли", действующие в Евросоюзе и Евразийском союзе. В этих целях "когда волнения на Украине прекратятся, Евросоюзу стоит рассмотреть возможность вступить в трехсторонние переговоры с Россией и Украиной, как предлагали Москва и Киев", - пишет британская газета.
По сути, предложенный The Financial Times алгоритм предусматривает отказ от политизации внешнеполитических программ Евросоюза и переход Брюсселя к конструктивному сотрудничеству со своими партнерами – включая Россию. И, похоже, председательство в ЕС Греции может стать подходящей площадкой для реализации подобных идей.