Египетский министр водных ресурсов и ирригации Мухаммед Абдул Муталиб заявил, что в течение двух недель будет сформирован комитет экспертов для обсуждения вопросов водопользования в связи с продолжающимся строительством в Эфиопии плотины "Возрождение".
Как сообщает газета Daily News Egypt, в январе планируется встреча суданских, египетских и эфиопских политиков высокого уровня для обсуждения наиболее сложных вопросов.
Почему Египет сел за стол переговоров, хотя ещё месяц назад одно упоминание об эфиопской дамбе вызывало только возмущение, а некоторые даже расценили действия Эфиопии как объявление войны Египту?
По мнению главного научного сотрудника Института Востоковедения РАН профессора Анатолия Егорина, у Египта нет выбора:
"Что касается реакции Египта на строительство Эфиопией дамбы, то, мне кажется, в одиночку Каир едва ли сможет повлиять на ситуацию. Но что-то делать ему нужно. Египет расположен в низовьях Нила, и если другие страны начнут брать пример с Эфиопии и реализовывать подобные проекты, Страна пирамид может остаться без воды. Между тем Египет сейчас ослаблен, и в обозримой перспективе ему предстоит сражаться с политическими, экономическими и социальными проблемами на внутреннем фронте. В Аддис-Абебе все это понимают, а потому ведут себя достаточно смело".
Строительство плотины поддержал лежащий между Эфиопией и Египтом Судан. Аддис-Абеба и Хартум заранее договорились, что часть электроэнергии, которую будет вырабатывать строящаяся ГЭС, пойдет в Судан. Электричество, получаемое из Эфиопии, оживит бедные районы суданских восточных провинций, включая истерзанные войной Кордофан и Дарфур.
Многие в Каире восприняли позицию суданцев – традиционных союзников египтян – как "нож в спину Египта". Но Египет вынужден принять позицию Судана, пояснил "Голосу России" генеральный секретарь "Союза государств бассейна Нила" Мухаммед Салем:
"У Судана есть законное право выбора, к кому присоединяться и как вести себя с соседями. Он вправе демонстрировать государственную волю. Наличие плотины "Возрождение" становится фактором, с которым следует считаться, ибо она выведет Судан к новым экономическим реалиям".
Никто всерьёз не отрицает, что новая эфиопская ГЭС значительно истощит водные ресурсы Нила вниз по течению. Подсчитано, что в течение шести лет, пока новое водохранилище будет заполняться, Египет будет получать на треть меньше воды, чем сейчас. А это чревато как серьёзными экологическими последствиями для страны, так и полной катастрофой для ее сельского хозяйства.
Бывший президент Египта Мухаммед Мурси всерьёз обдумывал план военной операции для предотвращения строительства плотины. Сейчас об этом речь вроде бы уже не идет. Но обстановка остается накаленной. Смогут ли государства мирно договориться?
"Африканские державы всегда были союзниками, партнерами, всегда находились "в одном окопе", - подчеркнул Мухаммед Салем. - Вряд ли Египет развяжет войну с соседним государством из-за воды или чего-то другого. Но Египет хочет гарантированно пользоваться и водой, и электричеством. Разумеется, он будет возражать против любых проектов, в том числе и эфиопской плотины, если эти проекты будут препятствовать доступу Египта к воде".
Вопрос - как именно он будет возражать? Планы Аддис-Абебы перекрыть Нил не новые. При Садате (президент Египта в 1970-1981 гг.) египетские ВВС уже бомбили баржи, на которых Эфиопия доставляла технику к месту предполагаемого строительства плотины. Вопрос в итоге был решен. Сейчас до участия истребителей дело вряд ли дойдет. Но серьёзные политические осложнения практически неизбежны. И в этом смысле на январскую трехстороннюю встречу надежды мало – слишком уж различны интересы сторон.