Рейтинги-2013 и возможное начало «кубинской разрядки»
Все самое главное ― в отражении мировых СМИ
От редакции: Портал Terra America меняет формат своих еженедельных обзоров прессы. Мы более не будем сосредотачиваться только на российских СМИ. Отслеживая информационные ленты и наиболее заметные публикации всех мировых средств массовой информации, мы, выделяя, на наш взгляд, наиболее заслуживающие внимания события и мнения, постараемся проинформировать о них всех вас.
Это не значит, что мы перестанем следить за российской прессой. Отнюдь! Новый формат, в числе прочего, предполагает сравнение реакции на то или иной значимое мировое событие наших СМИ и зарубежных.
В этом начинании, как и во всех остальных, мы надеемся на поддержку наших читателей. Мы также рассчитываем на активное обсуждение новых обзоров на страничке портала в Facebook и на дискуссионной площадке для активных пользователей.
* * *
На прошедшей неделе авторитетный американский журнал Foreign Policy опубликовал свою версию рейтинга топ-100 «глобальных мыслителей» планеты 2013 года. Нынешний рейтинг FP состоит из 10 номинаций: «Государство электронной слежки», «Принимающие решения», «Бросающие вызов», «Экологи», «Новаторы», «Защитники», «Летописцы», «Целители», «Художники» и «Магнаты».
Рейтинг Foreign Policy за этот год весьма показателен. На первом месте в списке оказался бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден, раскрывший миру масштаб слежки спецслужб за гражданами самых разных государств. Второе место занял нынешний директор АНБ Кит Александр, как создатель этой машины глобального шпионажа. Третье и четвертое место делят Гленн Гринвальд и Лаура Поитрас ― журналисты, которые дали возможность Сноудену сделать свои разоблачения достоянием широкой общественности.
В рейтинге немало россиян. В категории «Принимающие решения» ― президент Владимир Путин и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Они получили свои места в списке «за восстановление глобальной мощи России». Foreign Policy пишет, что, хотя бывший сотрудник КГБ, ставший президентом, может быть, пока и не вернул своей стране бывший статус супердержавы, но ему удалось существенно усилить международное влияние России.
В категорию, названную «Бросающие вызов», попали российские оппозиционеры ― Алексей Навальный и судья конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. Еще два россиянина отмечены как «Защитники»: активист «Солидарности» Алексей Давыдов (посмертно) и председатель российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков ― «за борьбу с поддерживаемой государством гомофобией».
В сотню «глобальных мыслителей» попали также президент Бразилии Дилма Русеф, президент Ирана Хосан Роухани, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер госсовета КНР Ли Кэцян, 68-ой госсекретарь США Джон Керри, Папа Франциск I, основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг, покидающий в будущем году свой пост председатель совета директоров ФРС США Бен Бернанке, основатель интернет-компании Amazon.com Джеффри Безос и многие другие известные и влиятельные люди («Foreign Policy», www.foreignpolicy.com 12.2013 «The Leading Global Thinkers of 2013»).
В российской прессе была отмечена персона Эдварда Сноудена, который по понятным причинам не смог присутствовать на вручении премии. Из России он отправил сообщение, в котором говорилась, что «не технические возможности должны руководить нашими убеждениями и поступками, а наши идеалы должны руководить тем, как мы применяем технику».
Отметим, что до этого Сноуден уже был назван «Человеком года» по версии британской Guardian и занял второе место в аналогичном рейтинге журнала Time («Взгляд», vz.ru 12.12.2013 г., «Сноуден стал лауреатом премии “Глобальные мыслители” журнала Foreign Policy»).
Нельзя обойти вниманием и еще один рейтинг ― по версии WorldViews, независимого сообщества международных экспертов газеты The Washington Post ― где первое место занял президент России. 11 декабря составители рейтинга пояснили свою позицию, напомнив, что не все остались довольны тем, что издание Time назвало человеком года Папу Франциска. The Switch, например, выбрало, как и Foreign Policy, бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена. По мнению же WorldViews, этим человеком стал Владимир Путин:
«Мы, сотрудники WorldViews, отвечаем за обширный, но весьма специфический новостной сектор ― международный. И в данном конкретном секторе человек, который, очевидно, больше других повлиял на новости в 2013 году, ― это президент России Владимир Путин.
В этом году он и его страна оказали необычайно сильное влияние — обычно оно гораздо менее значительно — на ряд важнейших событий в международных отношениях. В этом году миру пришлось прислушиваться к нему и к его стране, а ведь со времен распада Советского Союза такое случалось нечасто».
Эксперты отметили, что в 2013-м Путин смог воспользоваться множеством открывшихся внешнеполитических возможностей. В частности, Путин и Лавров «цинично, но весьма искусно» предотвратили вмешательство мирового сообщества в ситуацию в Сирии и, используя этот конфликт, усилили влияние России на мировые процессы. Путин также не стал отдавать Сноудена американцам:
«В конце концов, всем стало ясно, что Сноуден останется в России — вероятно, это и было неизбежно — но только после того, как Путин заставил лидеров десятка различных стран относиться к России, как к великой державе».
Напомним, что и американский бизнес-журнал Forbes не так давно объявил Путина самым влиятельным человекомв мире.
В том же номере Foreign Policy опубликовал статью о «закате эпохи» нынешнего министра обороны США Чака Хейгела, который так и «не оправдал возложенных на него ожиданий».
Издание пишет, что, когда он был сенатором, его считали человеком свободного духа ― политически всеядным и способным говорить власти правду по всем вопросам, начиная с состояния вооружённых сил и заканчивая необходимостью переговоров с Ираном. И когда он был утвержден в качестве министра обороны, многие считали, что он привнесет новую энергетику в свое ведомство. Однако с тех пор, как он прибыл в Пентагон, было мало свидетельств проявления «тихой нахальности», которая была характерна для него в бытность конгрессменом.
Вместо этого Хейгел, по мнению FP, сейчас по большей части действует «за кадром», его шаги скорее продуманные, нежели мужественные, его стиль идет вразрез с имиджем министерства, которое «пленных не берет». В результате укрепилось мнение, что Хейгел действует только в тени других представителей президентского кабинета. Он неоднократно демонстрировал почтительное отношение к госсекретарю Джону Керри, его старому другу и коллеге, что понятно. Но именно Керри, а не Хейгел, настоял на соглашении о сохранении части американских войск в Афганистане. Именно Керри стал публичным лицом обамовской администрации, когда готовился военный удар по Сирии. Даже в одном из ключевых для Хейгела вопросов ― переговорах с Ираном ― он довольствовался ролью второй скрипки.
Заметим от себя, что Чак Хейгел и позиционировал себя всегда в качестве лояльного представителя администрации Обамы и проводника его политической линии. Он часть команды и выполняет свои обязанности. Взять хотя бы его недавние переговоры с лидерами стран Персидского залива. Это также было делом первостепенной важности, тем более, что необходимость в таких переговорах и возникла именно из-за американо-иранской разрядки.
Сам Хейгел прокомментировал критику в свой адрес так:
«Я шёл на эту должность, не воспринимая её как своего рода вывеску так называемой Хейгеловской эры. Я так не думаю. Это не Хейгеловская эра, это эра Обамы. Я агент администрации» («Foreign Policy», www.foreignpolicy.com 15.12.2013 «The Pentagon’s Invisible Man»).
Тем временем, издание New York Post опубликовало весьма жесткую статью «How the West was lost by the selfie president», автор которой, Майкл Гудвин, резко раскритиковал Обаму за его поведение на похоронах Нельсона Манделы. «Одна фотография, ― пишет Гудвин, ― может стоит тысячи томов, когда надо проиллюстрировать тот факт, что Америка и Запад находятся в упадке».
Речь идёт о фотографии, которая была сделана во время церемонии прощания с Манделой, на которой президент Обама, премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмитт и британский премьер-министр Дэвид Кэмерон снимают себя на смартфон, откровенно веселясь и широко улыбаясь в объектив.
«В то время как Иран движется в направлении создания ядерного оружия, Китай играет мускулами в азиатском регионе, Россия ведёт себя весьма претенциозно в арабских странах и в восточной Европе (видимо, имеется в виду Украина), нам позируют наши “несерьёзные лидеры в серьёзное время”» ― сокрушается New York Post.
Гудвин пишет, что не стоит сравнивать Обаму и Кэмерона с Рузвельтом и Черчиллем. Последние понимали всю серьёзность происходящего и были готовы бороться за интересы своих государств, а Обама и Кэмерон идут на уступки и праздно проводят время вместо того, чтобы заниматься внешней политикой со всей необходимой жесткостью («New York Post», nypost.com 15.12.2013 г., «How the West was lost by the selfie president»).
На поведение западных лидеров в ЮАР отреагировали и в российской прессе. Агентство «ИТАР-ТАСС» сообщает, что даже в социальных сетях поступок Обамы, Кэмерона и Хелен Торнинг-Шмитт раскритиковали. Они буквально «взорвали» Twitter. Их поведение было охарактеризовано как «крайняя бестактность» («ИТАР-ТАСС», www.itar-tass.com 15.12.2013 г., «Кэмерон пытается убедить премьера Дании сохранить скандальное фото с панихиды по Манделе»).
А вот эксперт «Московского Комсомольца» Александр Денисов порекомендовал не оценивать поведение Обамы столь однозначно. У чернокожих жителей Южной Африки есть традиция провожать умершего близкого не скорбью и плачем, а плясками и веселой музыкой. К тому же, политика, по мнению Денисова, стоит судить по его публичным поступкам, а не по тому, «что он делает в кругу друзей» («Московский Комсомолец», www.mk.ru 11.12.2013 г., «Старая негритянская традиция: почему Обама веселится на панихиде по Нельсону Манделе?»).
Многих американцев также удивило то, что Обама пожал руку Раулю Кастро, с которым встретился на похоронах бывшего президента ЮАР. По официальной версии, это рукопожатие с лидером страны, с которой США, мягко говоря, находится не в самых добрых отношениях, не было запланированным поступком. А отказаться от этого означало бы проявить неуважение к умершему, который, как известно, был сторонником концепции примирения («Вести», www.vesti.ru 11.12.2013 г., «Обама удивил американцев поведением на панихиде по Манделе»).
Однако так ли это, и не станет ли рукопожатие Обамы и Кастро началом чего-то вроде «кубинской разрядки», к которой, кстати говоря ― пока что весьма осторожно, ― уже призывают солидные американские СМИ, мы узнаем по прошествии времени. И, разумеется, расскажем нашим читателям. Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|