Впервые в республиканский парламент прошли две партии
В студии "Голоса России" работает обозреватель Михаил Шейнкман.
В Туркмении эпоха благоденствия и счастья 15 декабря прервалась днем восторгов и ликования. Любые выборы здесь всегда - просто праздник какой-то. Явка стабильно за 90 процентов. А на этот раз еще и невиданное событие. На парламентском голосовании традиционно побеждает правящий курс. Но впервые в истории он сделал это со счетом "два-ноль".
В ворота Меджлиса команда президента провела вторую партию. Формально она считалась конкурентом вечно властным демократам, ведущим свой политический род еще от Великого Туркменбаши. Но путевку в жизнь объединению промышленников и предпринимателей дал лично теперь не менее великий Гурбангулы Бердымухамедов.
Хотя и после выборов о них едва ли можно сказать больше, иногда хватает и того, что есть и такая партия. Пусть она не альтернатива, а одно название. Но в Туркмении умеют делать торжество даже из нечего. Во всяком случае, прежде у президента не было повода провозгласить "новый этап демократии в республике".
Страна вряд ли найдет в нем десять отличий от предыдущего. Как не заметила она и особой разницы между прежним и двухпартийным форматами избирательных кампаний. Как и раньше, здесь выбирали отдельных депутатов, а не партии. А это значит, что в туркменском варианте известной сталинской формулы главное - не как проголосуют и даже не как посчитают, а как их отделят друг от друга.
Ведь в ситуации, когда народ, по большому счету, не идентифицирует политическую принадлежность кандидатов, только от власти зависит их итоговое соотношение. Хотя в любой пропорции оно будет стремиться к одному. К тому, кто определяет в этой республике все. Просто прежде здесь была партия "наш рулевой". Теперь появилась еще и партия "наш пассажир". Маршрут прокладывает не она, но за право пользоваться государственной машиной, судя по принадлежности к состоятельному сословию, платить будет исправно.
Партию промышленников и предпринимателей не называют оппозицией. Скорее, младшей сестрой демпартии. Воспитывать ее будут в тех же традициях и по тем же учебникам. Старшая станет делиться с ней своим электоратом и, может быть, даже комнатой. Если не кабинетом, то залом для заседаний и коридорами власти. Вместе им станет не так скучно. А если повздорят, то отец нации всегда сможет сказать: "Девочки, не ссорьтесь". В конце концов, обе записаны на одну фамилию.
Кстати, Туркмения превращалась в демократию с двойным дном на глазах наблюдателей того самого БДИПЧ ОБСЕ, что думает, будто наводит ужас на авторитарные режимы. В республике организация высадила свою миссию впервые. Видимо, это тоже стоит расценивать как признак новой туркменской демократии. По крайней мере, в Ашхабаде, наверное, на это рассчитывают, коль позвали международных аудиторов. Они еще не знают, что западные эмиссары далеко не всем платят добрым словом за гостеприимство. Впрочем, Бердымухамедов, если что, теперь всегда может взять пример с США. Ведь там тоже только две партии. И ОБСЕ к их разборкам близко не подпускают.
Тему продолжит эксперт по странам Центральной Азии Российского института стратегических исследований (РИСИ) Иван Ипполитов.
Шейнкман: Как вы думаете, когда граждане Туркмении смогут почувствовать, что их страна перешла на двухпартийную систему?
Ипполитов: На мой взгляд, само по себе появление и участие в туркменских выборах альтернативной политической партии - это скорее некий символ, знак, что хоть какие-то перемены в стране происходят. Но вряд ли они происходят очень интенсивно и вряд ли ситуация принципиально изменилась. Я не думаю, что это приведет к каким-то принципиальным переменам.
Шейнкман: Для чего тогда ввели в оборот эту партию? Только лишь для вида? Либо все-таки ее постепенно будут раскручивать как второй центр, вторую силу?
Ипполитов: Я бы поостерегся говорить, что только для вида. Думаю, в каком-то виде она может о себе заявить, но это вопрос будущего. Вообще парламентаризм Туркмении на самом деле не очень-то развит. Честно говоря, я даже не уверен, что было бы хорошо, если бы в Туркмении интенсивно развивались демократические процессы западного образца, тем более по определенным шаблонам, под руководством компетентных лиц из разных западных стран.
Это самобытная азиатская страна, не думаю, что следует ожидать здесь каких-то интенсивных перемен. Да, постепенно происходит некоторая трансформация. Туркмения с годами отходит от перегибов, не самых красивых времен Туркменбаши.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 16
Рейтинг поста: