В то время как противники и сторонники нынешней украинской власти пытаются поделить между собой улицы и площади Киева, ситуация вокруг "исторического выбора" страны становится все больше похожа на театр абсурда
Премьер-министр Азаров и президент Янукович многократно подтверждают курс на евроинтеграцию, одновременно намекая на скорое разрешение "газового вопроса" в отношениях с Россией. Замглавы Госдепа США раздает печенье на киевском Майдане, а ответственные чиновники ЕС сообщают о решении прекратить диалог с Киевом и подчеркивают, что никто Украине европейский выбор компенсировать деньгами не будет.
Американские и европейские СМИ пытаются создать позитивный образ киевского Майдана: мол, посмотрите, эти молодые, открытые, современные парни и девушки отстаивают свое европейское будущее. Вероятно, что эти самые парни и девушки и сами искренне верят в то, что соглашение об ассоциации с ЕС решит все проблемы – их и их страны. Никто не задумывается, что Украина нужна Евросоюзу только как рынок сбыта. Что страна вот-вот погрузится в настоящий экономический кризис. Революционная эйфория затмила все будничное. Такая же эйфория была у сербов в 2000 году, когда на них обкатывался шаблон первой "цветной" революции. Искренние надежды, беспощадное разочарование…
В минувшие выходные, выступая перед сторонниками действующей власти, премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина не могла пойти на то, чтобы "подписать соглашение и стать банкротом". Плюс – признать однополые браки. Да и сдавать отпечатки пальцев ради визы в Европу украинцы тоже не готовы, что подтвердил одобряющий гул многотысячного митинга на Европейской площади Киева. Но вот теперь-то начнутся "настоящие" переговоры и будет подписано "правильное" соглашение, дает понять украинское правительство. Одновременно от его же имени звучат намеки на то, что если цена на российский газ для Украины будет "среднеевропейской", а заодно Москва вернется к идее трехстороннего (Украина, ЕС и РФ) консорциума по управлению украинской газотранспортной системой, проблемы на востоке тоже будут улажены. Фокус, однако, в том, что возможность продолжения политики "двух стульев" утрачена. Украинские власти, образно говоря, заигрались и сами загнали себя в угол.
Так что дальнейшее давление на Украину со стороны ЕС и США добром не кончится, уверен главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов:
"Нельзя принуждать к выбору того, кто не может его сделать. Чем больше принуждаешь, тем опаснее – треснет просто. Все понимают, что Украина стоит на пороге острейшего экономического кризиса. Никакое подписание этого не изменит. Даже если Россия раскроет кошелек и начнет засыпать ее деньгами, это будет, как кредиты МВФ в августе 1998 года в России: сгорело все. Большой кризис неизбежен. С одной стороны, экономическая ситуация требует очень жестких мер. А с другой, кризис майданный показал, как изменилось лицо протеста. Он действительно начинает принимать черты западно-восточного раскола, чего не было в 2004 году".
Очевидно, это не имеет особого значения для тех американских и европейских политиков, что в эти дни "отметились" на киевском Майдане. Как заметил премьер-министр России Дмитрий Медведев, "со стороны смотрится весьма дико, когда действующие министры, еврокомиссары идут на площадь. Я считаю, что так нельзя себя вести в XXI веке".
В этом смысле характерна статья в американской газете Christian Science Monitor, автор которой напомнил: ни один российский чиновник не вел себя подобным образом, "когда пару лет назад нью-йоркская полиция арестовала множество людей при разгоне движения Occupy Wall Street". Точно так же Евросоюз не требовал отставки президента Франции Франсуа Олланда, когда год назад на улицы страны с таким требованием вышло полтора миллиона французов.
Говорит французский публицист Ришар Лябевьер:
"На самом деле мы присутствуем при развитии спектакля, мизансцена которого относится к периоду сразу после окончания холодной войны. Цель заключается в принижении и умалении, а также оспаривании заслуг России. Для постановщиков этой пьесы Россия – по-прежнему Советский Союз, а Владимир Путин – реинкарнация Ленина. Мировоззрение Вашингтона и НАТО здорово устарело. К сожалению, та же древняя картинка запечатлелась в сознании руководителей европейских стран. Именно эти люди снова и снова обновляют этот старый образ и продолжают считать Россию своим врагом".
Как отмечает консервативное американское издание National Interest, с некоторых пор Европа, "поддавшись нарциссизму", стала считать, что одной только привлекательности ее модели хватит, чтобы вовлечь страны Восточной Европы в орбиту ЕС. В случае Украины были выдвинуты "излишне самоуверенные, непродуманные и нереалистичные планы". В итоге налицо реальная опасность того, что демонстранты в Киеве свергнут правительство Януковича, но только чтобы обнаружить, что любой другой правитель на его месте окажется в том же положении. При этом Украина "отчаянно нуждается в нормализации процесса управления". Иначе она рискует пойти по пути Египта, увязшего в постоянных народных волнениях, которые мешают властям сделать хотя бы попытку справиться с реальными экономическими проблемами.