Европа продвигает программу "Восточное партнерство", в которую включены страны постсоветского пространства. Официально Брюсселем декларируется, казалось бы, понятная прагматическая цель: развитие интеграционных связей и добрососедских отношений с евразийскими государствами. Но есть цель и негласная – максимально расширить свое влияние в регионе, при этом главным выгодоприобретателем становится сам ЕС
Восточным партнерам при этом отводится роль источника дешевых ресурсов с минимальным набором прав и привилегий и буферной зоны вокруг набирающей силу России.
Проект "Восточное партнерство" появился в 2008 году по инициативе Польши и Швеции. Он рассчитан на Украину, Молдавию, Грузию, Белоруссию, Армению и Азербайджан. С самого начала его авторы заявили, что их усилия направлены на развитие демократии и стабильности, экономическое сотрудничество и энергетическую безопасность, а также усиление контактов между людьми. В том числе с помощью облегчения визового режима. Однако на деле Европа предлагает вести диалог с якобы равноправными партнерами исключительно по ее правилам. Себе она отводит роль абсолютного авторитета, некоего старшего брата, который вправе учить жизни "младшего родственника".
Некоторые эксперты прямо говорят, что европейских стратегов на постсоветском пространстве прежде всего интересуют дешевые трудовые ресурсы, новые рынки сбыта, минеральное сырье и управляемые элиты с четко выраженным антироссийским трендом. Косвенная задача – обеспечить контроль над транзитом российской нефти и газа в Европу через территорию Украины, Белоруссии и Молдавии, а еще лучше найти им хотя бы частичную замену. В этом качестве рассматривается богатый нефтью Азербайджан. Ну и, конечно, Европа буквально "спит и грезит" идеей о том, чтобы окружить Россию, в которой она видит традиционного экономического конкурента и геополитического соперника, "зоной отчуждения", в которой ее влияние сведено до минимума. Вот что по этому поводу "Голосу России" сказал директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев:
"Безусловная цель этого проекта – оторвать страны бывшего СССР, а ныне суверенные государства, от Российской Федерации. Вполне логичный вопрос: почему в этой программе не представлена Россия? Еврокомиссары говорят, что такое предложение было, но она отказалась. На самом деле это выглядит смешно, поскольку никто России ничего конкретного не предлагал. Идеологи "Восточного партнерства" видели и сейчас видят основной задачей вбить клин в отношения между Россией и странами, которых она хочет видеть в рамках евразийских интеграционных процессов".
Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана с перспективой создания в 2015 году открытого для новых членов Евразийского экономического союза (ЕЭС) – кость в горле у европейских политиков. Любое движение в этом направлении вызывает у них приступы аллергии, а зачастую и неадекватную реакцию. Неслучайно Брюссель весьма болезненно отреагировал на недавнее решение Армении присоединиться к Таможенному союзу, а затем войти и в ЕЭС. Но целую бурю негодования вызвало замораживание Киевом ассоциации с Евросоюзом. Целые десанты европейских политиков на территории Украины публично призывали ее сделать выбор в пользу евроинтеграции. Амбиции и ущемленное самолюбие Европы побудило их бесцеремонно вмешиваться в дела суверенного государства. Кстати, взамен колоссальных экономических потерь от разрыва связей со странами СНГ ЕС не предложил Украине практически ничего, даже безвизового режима. Кроме, разумеется, красивых обещаний и небольших финансовых "подачек". И это как нельзя лучше характеризует отношение авторов программы "Восточное партнерство" к ее евразийским адресатам.
На геополитическую сторону вопроса предлагает взглянуть эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
"Расширение Европы – это своего рода императив для нее. Основа нынешнего мира в экономическом и политическом измерении перемещается из ЕС в Юго-Восточную Азию. И если европейские страны не будут проводить общую политику, они рискуют выпасть из зоны, где принимают самые важные на планете решения. Потому ЕС и пытается расширить свое влияние. А не имея реальной возможности для интеграции восточноевропейских стран и государств СНГ, он пытается создать им некий искусственный статус, который их привяжет к ЕС, причем без четких гарантий вступления в него и права голоса".
Недостаточность собственных энергоресурсов вынуждает Европу весьма цинично подходить к сотрудничеству с богатыми углеводородами государствами Средней Азии и Закавказья, «забывая» о существующих там проблемах в сфере демократии и прав человека. И речь здесь, конечно, не только о «Восточном партнерстве». Что же касается, собственно, этого проекта, то его лоббисты предпочитают «давить» на наименее защищенные с экономической точки зрения страны. А вот в случае с самодостаточным Азербайджаном ведут себя, как им кажется, достаточно корректно и умно.
Впрочем, ЕС может в качестве потенциального партнера потерять и его. В этой стране растет недовольство программой. Недавно ряд известных общественных деятелей Азербайджана призвали президента Ильхама Алиева отказаться от участия в «Восточном партнерстве» из-за высокомерия Брюсселя и двойных стандартов в карабахском вопросе. Белоруссию, которая активно принимает участие в евразийских интеграционных проектах, также можно считать, по сути, находящейся за рамками программы. На поверку остаются Молдавия и Грузия, которые в ноябре парафировали соглашение об ассоциированном членстве в ЕС. Но достаточно ли их, чтобы говорить об успехе?
Скорее, судьба проекта по созданию антироссийских квазиколоний на евразийском пространстве далеко не очевидна. Уж слишком много провалов в последнее время. Впрочем, и Европа, как показывает практика, так легко свои устремления и позиции вряд ли сдаст.