"Парадом суверенитетов" грозит обернуться для Европы грядущий год. Шотландия в сентябре проведет референдум о независимости. На ноябрь плебисцит по такому же вопросу назначен в Каталонии. Эксперты считают, что их примеру могут последовать еще несколько провинций европейских государств. И выдвигают парадоксальное, на первый взгляд, предположение: разделение Европы на "удельные княжества" может быть выгодно Брюсселю
Голосование по вопросу независимости Каталонии намечено на 9 ноября 2014 года. Правительство испанской провинции приняло такое решение, несмотря на прямой запрет Мадрида. Декларацию о суверенитете парламент Каталонии принял еще в начале уходящего года. Однако Конституционный суд Испании сразу же признал документ незаконным. И нынешний шаг каталонского кабинета министров в испанской столице прокомментировали в том же духе: никакого референдума не будет. На что из "мятежной" провинции заявили: там могут пойти на одностороннее объявление независимости.
Шотландия проведет референдум об отделении от Великобритании 18 сентября будущего года. Там все проходит спокойнее, чем у темпераментных каталонцев. Официальный Лондон всеми силами пытается смягчить обострившиеся национальные проблемы: и референдум разрешил, и предоставил Уэльсу некоторую экономическую автономию.
Какая позиция более выигрышная – жесткое "нет" Мадрида или неопределенное "может быть" Лондона – сказать трудно. Но, скорее всего, каталонцы с шотландцами станут пионерами в европейском ""параде суверенитетов", считает политолог Леонид Савин:
"Я думаю, что пока вопрос будет решаться непосредственно в Испании и Великобритании. И они могут дать пример другим движениям. Вопрос даже не в том, насколько будут государства дробиться – возможно, сама карта Европы будет меняться. Потому что она прочерчена не по этническим принципам. Например, в Румынии есть огромная территория, которая заселена венграми. И венгры постоянно апеллируют к этому вопросу. С другой стороны, могут быть попытки воссоединения государств. Например, в бывшей Югославии есть определенные попытки к воссоединению Черногории с Сербией".
Идея евроинтеграции в последние два десятилетия стала своего рода боевым знаменем для ЕС. Однако чем больше стран поглощает Евросоюз, тем больше становится на его пространстве территорий, лелеющих мечту о независимости.
Заведующий сектором отдела европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии Наук (ИМЭМО РАН) Константин Воронов прокомментировал:
"В списке не хватает еще целой группы территорий, которые тоже на пути к отделению от метрополий. Сюда надо добавить Гренландию – крупнейший остров в мире, Фарерские острова (это все относится к Дании). И на слуху еще сепаратистские настроения, которые пока не оформились в какие-либо юридические рамки – территория Падании на севере Италии, в Испании – Страна Басков, Корсика, Северная Ирландия. Общим является то, что это усилилось именно в XXI веке, на фоне интеграционных процессов в Европейском союзе".
Не застрахованы от проблем с региональными проблесками национального самосознания даже европейские гиганты – Франция с Германией. Парижу обеспечить неприятности, кроме уже упомянутой Корсики, могут Эльзас и Лотарингия. У Берлина своя головная боль: там даже некоторые видные политики считают, что Баварии давно пора объявить о независимости.
А вот в Брюсселе стремление наций к самоопределению неприятных ощущений не вызывает. Чиновники Евросоюза уже пообещали каталонцам принять их в ЕС в случае победы над Мадридом. Такие же обещания получили шотландцы, фламандцы, жаждущие отделения от Бельгии, жители городов Северной Италии.
По мнению некоторых политологов, "эпидемия" сепаратизма поощряется Брюсселем. Еврочиновники хотят таким образом отобрать реальные рычаги власти у крупнейших стран-лидеров ЕС. При нынешней пропорциональной системе принятия решений всего 4 из 5 европейских грандов (Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания) могут навязать свою волю остальным 23 государствам ЕС. А вот разделение этих грандов на несколько более мелких "исторических" государств может значительно повысить управляемость объединенной Европы. Тогда аппарат ЕС получит, наконец, реальную роль в общеевропейской политике.