Международное сообщество вполне справедливо воодушевлено успехом переговоров в Женеве. По всему выходит, что главные претензии к иранской ядерной программе сняты. И, хотя соглашение носит временный характер, большинство политиков смотрят в будущее с оптимизмом.
На этой позитивной волне позиция Израиля смотрится анахронизмом. Но эксперты признают, что она имеет некоторые исторические оправдания. Старший научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Дмитрий Марьясис отметил:
"На протяжении уже довольно длительного времени иранское руководство (особенно при Ахмадинежаде) говорит о том, что Израиль должен перестать существовать. И это довольно серьезная угроза. А в текущей ситуации Израиль опасается, что смена риторики иранского руководства слишком серьезно воспринимается международным сообществом. Готовность пойти на уступки и снять санкции, на взгляд Израиля, только подтолкнет развитие иранской ядерной программы.
Смотрите: в Пакистане, например, тоже есть атомная бомба. И Пакистан тоже исламское государство. И не очень дружественное в отношении Израиля. Но поскольку оно себя ведет ответственно, и никто из пакистанских политиков не заявляет, что надо уничтожить Израиль, проблем с пакистанским оружием у Израиля нет.
США, которых в Иране называют «большой сатана», находятся за десятки тысяч километров. Израиль находится в пределах досягаемости иранских ракет. Ни Россию, ни Европу в Иране не призывают уничтожить. Получается, что из всех государств, которых Иран видит своими врагами, в ближайшем доступе находится только Израиль. Конечно, израильтяне видят здесь определенную проблему. Для них это не просто какой-то отвлеченный вопрос, а вопрос жизни и смерти. Тем более Израиль – страна с маленькой территорией, с маленьким населением. Пара ядерных бомб – и она уничтожена.
Может быть, иногда позиция Израиля выглядит излишне алармистски, но мне кажется, что это оправдано".
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что "мир становится гораздо более страшным местом, поскольку самый опасный режим на планете сделал значимый шаг на пути к обладанию самым опасным на планете оружием. Впервые ведущие державы мира согласились с обогащением урана в Иране, проигнорировав решения Совета Безопасности ООН, которые сами же инициировали… С Ирана снимаются санкции в обмен на косметические уступки, которые за несколько недель можно отыграть назад".
Израильскому премьеру вторит глава МИД Израиля Авигдор Либерман: "Результатом этого, без сомнений, будет бешеная гонка ядерных вооружений на всем Ближнем Востоке. Неслучайно король Саудовской Аравии созвал саммит на высшем уровне с участием правителей Кувейта и Катара. Ясно, что сегодня и Саудовская Аравия, и Турция, и Египет – никто сидеть сложа руки не будет. Они начнут запускать свои собственные ядерные программы".
Фактически израильские политики предрекают локальный армагеддон. Но история может и не пойти по худшему сценарию, если миролюбивые заявления иранского руководства не разойдутся с его делами, а мировое сообщество организует систему эффективного контроля, чтобы подтвердить это единство слов и дел реальными доказательствами. Пока таковых нет, израильтяне предпочитают называть итоги переговоров в Женеве дипломатической победой Исламской Республики. Дмитрий Марьясис объяснил:
"Израиль устроят, по сути, два варианта. Либо международное сообщество оказывает давление на Иран и тот полностью ставит свои заводы под международный контроль. Так, как это, например, произошло с химическим оружием в Сирии.
Второй вариант – смена режима в Иране. Если в Иране сменится режим каким-то образом, и он будет более ответственно себя вести, в частности по отношению к Израилю, то израильтяне, я думаю, смирятся с наличием у Ирана ядерных вооружений".
Но на сегодня главная практическая задача израильтян заключается в том, чтобы не потерять поддержку американцев. Ведь только в тесном союзе с США они смогут реализовать на практике те возможности, которыми он обладают потенциально. Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов прокомментировал:
"США – главный союзник Израиля – на 180 градусов поменяли всю политику на Ближнем Востоке. Сейчас израильское правительство чувствует себя, конечно, не очень уютно.
Раньше любые действия, которые были необходимы Израилю, согласовывались с США и получали поддержку Соединенных Штатов. Теперь ситуация поменялась кардинально. Поэтому беспокойство израильской стороны совершенно понятно. Недаром месяц назад возникли слухи о возможном сотрудничестве с Саудовской Аравией в плане удара по Ирану. Это, конечно, инсинуации, но появившиеся вовремя.
Израиль очень недоволен тем, что произошло. Поскольку теряет поддержку в случае возможной операции против Ирана. Другое дело, что об этой операции говорят уже много лет. И до сих пор эти планы не претворены в жизнь. Возможность того, что она все-таки будет осуществлена, конечно, остается. Но – теоретическая".
Израильтяне видят проблему в том, что миролюбивую риторику демонстрирует лишь новый президент Ирана Роухани, который в строгом смысле лидером нации не является. В то время как настоящий вождь иранцев аятолла Али Хаменеи резок, как и прежде. Совсем недавно он заявил, что израильские политики "не могут называться людьми", и в частности назвал премьер-министра Биньямина Нетаньяху "бешеным псом".
Несколько ранее Али Хаменеи раскритиковал Францию, которая выступила против подписания переходного соглашения с Ираном по итогам прошлого раунда переговоров в Женеве. По его словам, французы не только "пресмыкаются" перед США, но и "ползают на коленях" перед Израилем.
В общем, от духовного отца иранцев достается всем скептикам. Между тем многие эксперты считают, что в этой истории нет "плохих" и "хороших", но есть геополитические интересы, защищаемые всеми возможными способами. Иван Коновалов отметил:
"Иранская ядерная программа – это политический инструмент, который Иран часто использовал в своих интересах, замалчивая определенные аспекты, ведя закулисную игру. До сих пор было непонятно, в чем, собственно, состоит ядерная программа Ирана, есть ли там военная составляющая. Другое дело, что ответом Ирана стала его готовность пойти навстречу международному сообществу и выполнить все те обязательства, которые он на себя взял на встрече в Женеве.
Израиль не доверял Ирану после того, как там произошла революция. Израильтян интересует безопасность страны. Поскольку они находятся в блокаде: вокруг недружественные страны или страны, с которыми поддерживается вооруженный нейтралитет.
Израиль устроит вариант полного восстановления союзнических отношений с США. Но и США потребуют от Израиля изменить свою политику по отношению к Ирану, и региональную политику в целом".
Короче говоря, израильтяне по-любому не смогут вернуть "допереговорный" статус-кво. Но справедливости ради надо сказать, что при всех новых обстоятельствах американцы не отказывались от союзнических обязательств в их отношении.
Так что обвинения в предательстве, бросаемые Тель-Авивом в сторону Вашингтона, несправедливы, заявил директор Центра международных и региональных исследований Джорджтаунского университета в Катаре, профессор Мехран Камрава:
"По мнению Нетаньяху, США оставили Израиль на произвол судьбы. Но это его собственные домыслы. Ни Америка, ни Саудовская Аравия, ни остальные страны Персидского залива и не думали оставлять Израиль без поддержки.
На мой взгляд, США останутся верными своим обещаниям защищать Израиль, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Скорее всего, США и Израиль максимально усилят взаимодействие в таких сферах, как экономическое сотрудничество, военное сотрудничество, что в свою очередь развеет некоторые опасения Нетаньяху".
В общем, на сегодняшний день израильтяне не могут считать себя брошенными в одиночестве перед лицом "ужасного врага" (как это пытаются представить израильские СМИ). Другое дело, что пространство для маневра у Израиля заметно сократилось. Но это, вероятно, даже к лучшему, учитывая взрывоопасную обстановку в регионе. Иван Коновалов сказал:
"Военные методы сейчас абсолютно неприемлемы. Поскольку без главного союзника в лице США операция может иметь либо очень ограниченный успех (но при этом вызвать огромное осуждение международного сообщества), либо вообще закончиться провалом.
Остаются только политические шаги. Надо помнить, что это соглашение всего на шесть месяцев. Израиль, конечно, предпримет определенные действия, чтобы это соглашение не продлевалось.
Все очень хрупко. И иранская сторона может себя повести неадекватно. И США могут поменять свою позицию, вплоть до обратного разворота своей ближневосточной политики в сторону Израиля. Каждый будет вести свою игру. Посмотрим, кто останется победителем, кто добьется больших результатов за эти шесть месяцев".
В ближайшие полгода мы узнаем, кто на самом деле в истории с иранской ядерной программой был прав, кто искренне заблуждался, а кто пытался намеренно ввести международную общественность в заблуждение. Хочется надеяться, что искренне ошиблись израильтяне. Поскольку в ином случае Ближний Восток ожидают весьма трагические времена.