О настроениях, царящих в европейском обществе, международном форуме в Лейпциге, посвященном защите традиционной семьи, в интервью "Голосу России" рассказала российский политический деятель, политолог, историк, председатель парижского отделения Института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая
- Похоже, что Германия - в авангарде этого движения: в этой стране идет явное отрицание традиционных ценностей. Верно?
- Пока я не могу сказать, что Германия - в авангарде. Но мы действительно видим, насколько здесь сильна и агрессивна часть общества, которая проповедует отказ от традиционных ценностей. Такие конференции, как в Лейпциге, позволяют людям как-то осмелеть и окрепнуть в своих внутренних чувствах и убеждениях. Ведь выступать против мэйнстрима всегда очень трудно.
Немцев после войны жестко воспитывали: под колпаком у американских и англосаксонских служб была вся пропагандистская система Германии. Целью этих служб было воспитание нового типа немцев. И это отчасти объясняет такую раскрепощенность и безнаказанность агрессивной либертаристской толпы, которая не желает слышать ничего в пользу традиционных ценностей. Но это, конечно, не исчерпывающее объяснение. И я думаю, что Германия еще тоже своего слова не сказала.
Та же Ева Херман (немецкая тележурналистка – прим. ред.), в адрес которой звучало очень много критики, вела программу "Выскажись против нацизма", а на нее навешивают сейчас ярлыки ультраностальгирующей по семейной политике тех нехороших времен. Но это не так.
Это коварные некрасивые методы современных СМИ. Только наивный человек может полагать, что информационное поле никем не управляется. Журналисты поставлены в определенные рамки, в каждом издании существует редакционная политика. Поэтому сейчас мы видим, что великие завоевания демократии начала ХХ века: свобода прессы, свобода высказываний - очень извращены.
- Как вы оцениваете роль конференции в Лейпциге? Поможет ли она в борьбе за защиту традиционных христианских ценностей?
- Я считаю, что этот форум – это мобилизация, как сказал редактор журнала "Ирген Эглессер", молчаливого большинства, которое пока еще в сомнениях, стоит ли выражать свое мнение, как донести его до власти и добиться того, чтобы оно учитывалось, а не игнорировалось. И думаю, что это совершенно новый этап в борьбе идей в Европе, потому что за всеми революциями всегда стояла борьба идей, серьезная идеологическая дискуссия. И будет очень грустно, если эта дискуссия будет табуирована в Европе. Все-таки Европа для нас, постсоветских интеллектуалов, всегда служила примером. И я неслучайно горько пошутила, что никогда не думала, что русская будет защищать свободу слова и прессы в Европе.
– Вместе с тем для того, что акцептировать альтернативную точку зрения, нужно что-то поменять и в менталитете людей.
- Да, и это серьезно. В "Апокалипсисе" есть такой термин "теплохладное", то есть не горячее и не холодное отношение, а такое равнодушное, нейтральное отношение ко всем категориям, которые в течение всей человеческой культуры разделяла грань между добром и злом. Потому что если нет разницы между грехом и добродетелью, добром и злом, нет ценностей, за которые стоит отдавать жизнь, - это конец. Это философия конца истории. И люди на уровне интуиции это понимают, но не могут пока сформулировать и высказать это.
Те смельчаки - к примеру, сотрудники журнала Compact, – которые начинают объединять людей и формулировать, высказывать все эти мысли вслух, делают большое дело.