9 иностранных активистов Greenpeace, а также трое россиян, в числе которых известный фотограф Денис Синяков, были отпущены из-под стражи судом под залог в 2 млн. рублей каждый. Изменение меры пресечения для участников «акции» на нефтеплатформе «Приразломная» дает повод говорить о смягчении позиции государства по отношению к экоактивистам. Эксперты уверены в том, что главная цель уже достигнута – радикальные экологи получили хороший урок, а значит, в ближайшее время объекты российского ТЭК могут быть в безопасности.
30 членов экипажа ледокола Arctic Sunrise, принадлежащего движению Greenpeace, были задержаны российскими пограничниками при попытке проникновения на нефтедобывающую платформу «Приразломная». Экологи стали фигурантами уголовного дела, возбужденного по статье «Пиратство» и были арестованы на два месяца. Учитывая суровость санкций, предусмотренных данной статьей российского уголовного кодекса, случай мог стать беспрецедентным в истории Greanpeace. Впрочем, 23 октября дело было переквалифицировано по статье «Хулиганство», а 12 ноября все арестанты были переведены из Мурманска и Апатитов в различные СИЗО Санкт-Петербурга. 18 ноября суд принял решение освободить под залог в 2 млн. рублей трех российских граждан. Днем позже на тех же условиях были освобождены 9 иностранцев. Как только средства поступят на счет следственного управления, 12 гринписовцев смогут покинуть изоляторы. Вместе с тем эксперты подчеркивают, что излишняя эйфория здесь вряд ли уместна. Освобождение под залог - это не уход от ответственности и не закрытие уголовного дела. Тем не менее, смягчение позиции российского государства в отношении задержанных активистов, так или иначе, бросается в глаза.
Заместитель руководителя Центрального аппарата Всероссийского общества охраны природы Александр Казаков уверен в том, что вся история с атакой экологов на российскую нефтеплатформу с последующим наказанием оказалась весьма полезной для нашей страны. Определенные уроки из нее смогли извлечь не только международные некоммерческие организации, а особенно - отчаянные защитники Арктики, но и российское госудаство. Ведь именно атака на «Приразломную» стала поводом для выпуска постановления правительства, изменившего правила безопасности для объектов ТЭК. В разговоре с Центром политического анализа эксперт напомнил, что уже неделю спустя после задержания активистов уверенно говорил о том, что никто их них не получит огромных тюремных сроков, которые предполагает статья «Пиратство».
«Главной задачей было как следует припугнуть активистов Greenpeace» Эксперт: Казаков Александр Юрьевич
Главный редактор сайта «Русская планета» Павел Пряников согласен с тем, что основной целью российского государства в данном случае было «задать урок» распоясавшимся экологам. Впрочем, подобную тактику он оценивает скорее негативно. По словам эксперта действия российских властей в истории с экипажем Arctic Sunrise представляются «актом воспитания в плохом смысле слова». Журналист уверен, что в данном случае государство проявило излишнюю жестокость, выставив себя в неприглядном свете на фоне других стран, которые обычно смотрят на шалости активистов Greenpeace сквозь пальцы. По словам Пряникова уголовное дело вообще не стоило заводить.
«Мне кажется, вполне достаточным было дать административный арест до 15 суток или даже 5 суток и больше не давать въездную визу в Россию тем, кто это совершил, а также лишить судно Arctic Sunrise права прохода в российских территориальных водах». Эксперт: Пряников Павел Николаевич
В то же время политический консультант Анатолий Вассерман занимает жесткую позицию по отношению к команде Arctic Sunrise. По его словам речь идет о серьезном преступлении, в котором, тем не менее, следует различать степень вины каждого соучастника. Одно дело – действие, другое дело – присутствие.
Политолог уверен в том, что здесь необходим дифференцированный подход как в том, что касается приговора, так и меры пресечения. Вассерман подчеркивает, что под стражей остались те члены команды, которые непосредственно участвовали в контактах с платформой и пограничниками, а те, кто лишь содействовал преступлению своим присутствием – выпущены под залог. Эксперт уверен в том, что «спускать дело на тормозах» никто не намерен. Более того по его словам именно переквалифицирование дела по статье «хулиганство» указывает на то, что следствие твердо намерено довести дело до суда. Если статья «Пиратство» допускает несколько трактовок, то признаки хулиганства в действиях экологов видны невооруженным глазом.
Следствие в данном случае переводит дело в то русло, в котором ему удобнее будет работать: «Я очень надеюсь, что безнаказанным не уйдет никто, и каждый получит то, что причитается именно ему» - отметил политический консультант.
Мнения наших экспертов:
Вассерман Анатолий Александрович
журналист и политический консультант
Я надеюсь, что безнаказанным не уйдет никто
Выход под залог вполне допускается нашим законодательством, если нет оснований считать, что освобожденный воспользуется предоставленной ему частичной свободой в злонамеренных целях. В данном случае, насколько я могу судить, выпустили только тех, кто не имеет возможности причинить дополнительный ущерб или помешать адекватному расследованию дела. Так что в формальном плане все в полном порядке. Насколько я могу судить, пока под стражей остаются лишь те, кто непосредственно участвовал в контактах с нашей платформой и нашими пограничниками, то есть те, кто виновен в действии, а не только в присутствии. Понятно, что без этих присутствующих и само действие не состоялось бы. Но все-таки их вина представляется несколько разной.
Я не думаю, что действительно кто-то намерен «спустить дело на тормозах».
В любом случае освобождение под залог – это не освобождение от ответственности вообще.
Хотя, конечно же, по сравнению с пребыванием под стражей это сравнительно легкий режим. Но это все-таки не уклонение от дальнейших процессуальных действий. Я очень надеюсь, что дело будет доведено до конца.
Тот факт, что действия большей части соучастников этого преступления переквалифицированы с «пиратства», которое действительно в данном случае доказать трудно, ибо возможны несколько разных трактовок, в совершенно уже несомненные и легко доказуемые варианты насильственных действий, как раз указывает на то, что дело намерены довести до конца, и поэтому переводят его в то русло, где следствию будет легче. Я очень надеюсь, что безнаказанным не уйдет никто, и каждый получит то, что причитается именно ему.
Пряников Павел Николаевич
главный редактор сайта «Русская планета»
По существу это был «воспитательный» акт
Люди провели почти два месяца в заключении. Думаю, многое переосмыслили за это время. И не только они, но и другие международные некоммерческие организации, которые имеют какое-то отношение к России. По существу это был «воспитательный» акт. Конечно, сказалось и давление международных кругов.
В первый месяц было удивительное затишье. В той ситуации, когда были задержаны граждане других стран, посольства не очень активно их защищали. В последние две-три недели начался серьезный нажим со стороны Голландии, со стороны скандинавских стран. Особенно, конечно, со стороны Голландии, под флагом которой ходило судно. После встречи с королем Голландии недельной давности пошел процесс освобождения. Думаю, в разговоре с Владимиром Путиным король Голландии выразил не только свое мнение, но и мнение своих коллег и, скажем так, политических элит запада по поводу ArcticSunrise. Здесь, конечно, сказался еще и нажим запада. Может, этот фактор не был определяющим, иначе их бы отпустили без предъявления статей.
Ведь стоит понимать, что люди отпущены под залог. Никакие уголовные дела против них никто не закрывал.
Было ощущение, что предъявление такой тяжелой статьи как «пиратство» показывает государство как слишком жестокое и диковатое на фоне западных стран. Мне кажется, вполне достаточным было дать административный арест до 15 суток или даже 5 суток и больше не давать въездную визу в Россию тем, кто это совершил, а также лишить судно Arctic Sunrise права прохода в российских территориальных водах. Я думаю, этим актом наказания вполне можно было ограничиться.
Казаков Александр Юрьевич
Политолог, заместитель руководителя Центрального аппарата Всероссийского общества охраны природы
Главной задачей было как следует припугнуть активистов Greenpeace
Главной задачей было как следует припугнуть активистов Greenpeace. Если рассматривать ситуацию не в правовом, а в политическом аспекте, то вся история выглядит вполне логично. Сначала активисты, при наличии всех к тому оснований, были задержаны и оставлены в СИЗО для того, чтобы им и их коллегам было неповадно поступать так в следующий раз. Уже через неделю после задержания я говорил, что не верю, что им вменят статью пиратство и посадят их на десятилетние сроки. Кстати, в ходе переквалификации дела по статье «хулиганство» возникли определенные профессиональные трудности, но юристы с ними справились.
То, что сейчас задержанных начинают отпускать под залог – это не освобождение. Суд состоится в любом случае. Приговор будет обвинительным.
Честно говоря, я надеюсь, что после обвинительного приговора они получат условные сроки, а иностранные граждане отправятся восвояси с запретом на въезд в Россию.
Если рассматривать эту историю в целом, я считаю ее очень полезной и политически эффективной. Большинство наблюдателей этого не заметили, но именно история с «Приразломной» стала поводом для выпуска постановления правительства, которое изменило правила безопасности для объектов ТЭК, включая платформы, заводы, трубопроводы и т.д. Благодаря этой истории, такие радикальные акции в отношении наших предприятий прекратятся минимум на долгое время, максимум - навсегда.
Источник: tass-analytics.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 161
Рейтинг поста: