После падения режима Муаммара Каддафи Ливия близка к распаду. Таковы реальные итоги "арабской весны", активно поддержанной Западом. Различные группировки и племена ведут ожесточенную борьбу, добыча жизненно важной для страны нефти упала до исторического минимума, население ждет голод. Рецепта от разделения Ливии Запад так и не предложил, так же как и не понес ответственности за превращение некогда благополучного государства в очаг нескончаемого гражданского конфликта
Реальная власть в Ливии, как утверждают некоторые эксперты, де-факто уже принадлежит многочисленным вооруженным группировкам. Каждая из них преследует одну единственную цель: поставить под контроль тот или иной участок страны, на территории которого есть нефть. При этом абсолютно не важно, каков этнический состав, организационная модель или религиозные взгляды участников таких формирований. Прежде всего, они "дерутся" за ресурсы, а значит – за деньги и саму возможность существования.
При учете того, что Ливия обладает крупнейшими в Африке нефтяными запасами (до начала конфликта ее суточная добыча превышала полтора миллиона баррелей), такая война "всех против всех" рискует продолжаться бесконечно.
И в итоге вполне может привести к фактическому разделению страны, при котором в компетенции Триполи останутся только внешние связи. Так считает руководитель центра "Арабский диалог" Института востоковедения Анатолий Егорин:
"Сейчас Киренаика практически отделилась, создала свою нефтяную компанию. Ситуация внутри страны будет не очень хорошей. Ливийцы привыкли исторически разделяться по трем районам – Триполитания, Киренаика и Феццан. Все это приведет к печальным результатам, тем более что нет объединяющей фигуры. Нынешнее правительство в Триполи внешними делами будет заниматься от имени всей Ливии, а саму страну ждет голод. Деньги ливийцев Запад расхитил почти полностью еще во время военной операции".
На территории Киренаики сегодня проживают около 2 миллионов человек, или треть населения Ливии. При этом здесь сосредоточено 80 процентов национальных запасов нефти. И это неизбежно, "по определению" создает благоприятную почву для сепаратизма. Еще полтора года назад в Бенгази (центр Киренаики) был сформирован Высший переходный совет, который возглавил шейх Ахмед аз-Зубейра ас-Сенусси. Члены этого органа заявили о намерении создать независимые министерства, включая МВД и нефтяное ведомство. Конечно, совет особо подчеркивал, что не стремится к расколу Ливии. Однако на деле само его появления стало индикатором серьезных центробежных процессов. С того момента общая ситуация в стране только ухудшилась.
Теракты, перестрелки, захваты заложников, жилых домов, нефтяных вышек и терминалов – такова жизнь сегодняшней Ливии. Страну ждет голод: запасы продовольствия на исходе, а собственного полноценного агропромышленного комплекса нет. Более того, лидеры вооруженных группировок мешают элементарным экономическим отношениям пока еще номинально единого государства с внешним миром. А от этих отношений сегодня зависит практически все. Одни не могут платить за ввоз продовольствия потому, что другие блокируют экспорт нефти, как воздух необходимый для поступления средств в бюджет и закупки продуктов питания.
Да и сама добыча сырья сократилась в 10 раз по сравнению с "дореволюционными" временами. Никакого особого толчка к распаду страны сегодня не нужно, констатирует зампредседателя Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Нелли Кускова:
"То, что было нужно для разделения Ливии, сделала авиация НАТО два года назад, фактически уничтожив то своеобразное государство, которое там было, и ввергнув самую благополучную и стремительно развивающуюся страну Северной Африки в полную разруху. И не только политическую, когда каждая ее часть хочет жить отдельно, создает свою армию и нефтяные компании, но и в самом прямом смысле слова. Страна разрушена.
Есть города, где население полностью изгнано из своих домов. Что нужно сделать для объединения Ливии? Наверное, необходимы какие-то фантастические условия, и в первую очередь сильный лидер, за которым пойдут люди, которые захотят порядка".
Но лидера такого сегодня в Ливии нет. Да и Запад, который стал причиной хаоса и разрухи, традиционно не спешит исправлять свои драматические ошибки. Как говорится, Мавр удалился, сделав свое дело. Более того, ни Вашингтон, ни Брюссель не хотят слышать о какой-либо ответственности за содеянное. Они предпочитают просто не замечать проблемы. Стоит отметить, что даже разделение Ливии на три традиционные области вряд ли принесет туда мир. Ведь внутри этих территориальных образований существуют десятки враждующих кланов, племен и групп, которые "до победного" готовы сражаться с конкурентами за собственные интересы. К примеру, на днях по требованию берберских племен, ратующих за признание своих прав на доходы от продажи топлива, был остановлен экспорт газа в Италию.
Такова цена, которую платит ливийский народ за смелость ослушаться архитекторов нового мирового порядка, живущих гораздо западнее ливийской земли. И если Ливия распадется де-факто и де-юре, это может самым роковым образом сказаться на других странах региона, в которых существуют серьезные национальные, религиозные и социально-экономические проблемы. Это ведь, в сущности, вопрос прецедента.