Разоблачения Эдварда Сноудена впервые сыграли на руку Москве: российская резолюция по международной информационной безопасности, предполагающая выработку норм поведения государств в интернете, впервые получила реальную поддержку в ООН, в то время как США потеряли «моральный авторитет» в этой сфере.
До сих пор главным бенефициаром от разоблачений экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена считался Китай. Обнародование секретных документов о слежке США за интернет-пользователями всего мира дало Пекину мощный аргумент в споре с США, обвинявшими его во взломах американских компьютерных сетей.
«Теперь же мы проигрываем России, Китаю и другим странам, которые хотят наделить правительства и ООН большими правами в цифровом пространстве»
В конце минувшей недели практическую пользу от публикаций Эдварда Сноудена впервые получила и Россия: в Первом комитете Генассамблеи ООН консенсусом одобрена выдвинутая Москвой резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности», пишет «Коммерсант».
За этим скучным названием скрывается ряд позиций, имеющих для РФ принципиальное значение. Во-первых, в документе широко используется термин «информационная безопасность», который Москва продвигает вместо применяемого американцами понятия «кибербезопасность». Разница в терминологии отражает принципиальные разногласия в подходе к проблемам интернета: США говорят прежде всего о физических угрозах сетям (вирусах), РФ – о потенциально опасном контенте (дестабилизирующем политическую ситуацию, к примеру).
Во-вторых, документ предусматривает выработку «норм, правил или принципов ответственного поведения государств» в информпространстве. РФ давно настаивает, что существующих норм права недостаточно для разрешения межгосударственных киберконфликтов. Два года назад Россия внесла в ООН свод правил поведения в Сети в виде концепции Конвенции о международной информбезопасности. Однако тогда документ широкой поддержки не получил, в отличие от нынешней резолюции, соавторами которой стали более 40 стран, включая Китай, Бразилию и Египет. Представитель Пакистана даже заявил, что резолюцию следует ужесточить, приравняв наступательные кибертехнологии к оружию массового уничтожения.
В-третьих, в документе говорится о необходимости изучения новых угроз информационному пространству (к которому причисляется не только интернет, но и мобильная связь). Ранее общепризнанными считались три угрозы: военно-политическая, криминальная и террористическая. РФ же считает опасным и наличие у ряда стран технологий, позволяющих им влиять на функционирование Сети и злоупотреблять этим для собственных, прежде всего разведывательных, нужд. США в резолюции не упоминаются, но это явный выпад в их адрес.
Наконец, России удалось добиться расширения группы правительственных экспертов ООН по международной информбезопасности с 15 до 20 членов. Если раньше у Москвы было лишь два союзника в группе - Китай и Белоруссия, то теперь их может стать больше. Поэтому США, чьи позиции стабильно разделяли как минимум семь членов, выступали против расширения этой структуры, которая составляет для генсека ООН доклады о проблемах и угрозах в информпространстве.
До разоблачений Эдварда Сноудена западные страны видели в российских инициативах желание ввести цензуру и госконтроль в интернете. Теперь же даже содержащийся в преамбуле тезис об уважении прав человека и основных свобод в Сети играет на руку РФ, которая вправе считать, что не она, а США нарушают эти права и свободы.
При этом МИД РФ снабдил принятие резолюции важным уточнением: «Россия исходит из того, что соблюдение прав человека не должно противопоставляться другим важнейшим принципам международного права, таким как невмешательство во внутренние дела стран и уважение национального суверенитета». По сути, это может означать, что государство обладает суверенными правами над национальным сегментом интернета – тезис, с которым категорически не согласен Вашингтон.
Впрочем, успех российской резолюции не означает, что прописанные в ней требования будут реализованы – резолюции Генассамблеи ООН носят рекомендательный характер. Да и координатор Госдепа по кибербезопасности Кристофер Пейнтер уже заявил, что в разработке международных правил поведения в цифровом пространстве необходимости нет. Между тем в Москве убеждены, что с учетом разоблачений Эдварда Сноудена Вашингтону будет труднее отстаивать свои позиции по информпространству. «США потеряли моральный авторитет в этой сфере», – заявил российский дипломатический источник.
Эту точку зрения разделяют и американские эксперты. На состоявшейся на прошлой неделе Международной конференции по кибербезопасности в Сан-Франциско эксперт Hoover Institution, бывший советник Госдепа Эйб Софер предупредил: обнародование данных о масштабах слежки спецслужб США в Сети подрывает усилия Вашингтона по сохранению нынешней модели управления интернетом. США считают важным, чтобы на развитие сети влияли не только правительства, но также коммерческие и негосударственные структуры. «Теперь же мы проигрываем России, Китаю и другим странам, которые хотят наделить правительства и ООН большими правами в цифровом пространстве, – признал он. – Это ужасно». Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|