Угроза голода, непрекращающиеся междоусобицы, экономический коллапс, вероятность распада страны. Такова сегодняшняя Ливия, получившая "урок демократии" со стороны западной коалиции. Есть ли шанс вернуть это государство в мирное русло и кто должен ответить за тяжелейшие последствия революции, поддержанной извне?
Спустя два года после так называемой ливийской революции ситуацию в этой стране иначе как критической не назовешь. Нынешние номинальные власти и лидеры очередного протеста блокируют элементарные экономические отношения Ливии с внешним миром, от которых зависит если не все, то очень многое. Одни не могут платить за ввоз продовольствия потому, что другие блокирует экспорт нефти, как воздух необходимый для поступления средств в бюджет. Да и сама добыча сырья сократилась в 10 раз по сравнению с "дореволюционными" временами. А все потому, что в стране с новой силой возобновились вооруженные выступления различных группировок, в результате которых работа того, что осталось от нефтепромышленного комплекса, практически блокирована. Власти пытаются поставить под контроль людей с оружием, сделать их частью сил безопасности, но безуспешно. Денег на это нет.
В этой ситуации вопрос "что делать?" из риторического превращается в самый что ни на есть конкретный. Ведь под угрозой – судьба целого народа. "Голос России" поинтересовался у известного востоковеда, профессора Анатолия Егорина, должны ли западные страны нести ответственность, в том и финансовую, перед народом Ливии. Вот что он ответил.
"Да, должны. Они добивались, чтобы была принята резолюция, по которой они выступили в защиту народа, который якобы всячески притеснялся Каддафи. Они нанесли 30 тысяч воздушных ударов по Ливии и 11 городов превратились в руины. Запад обещал 10 миллиардов долларов, чтобы их восстановить, но сейчас они в развалинах, разрушены. Западные страны, коли они заботятся о мире для ливийцев, должны принимать срочные меры, провести конференцию или сделать что-то еще, чтобы Ливия была хотя бы федеральным государством, а не развалилась на куски".
Однако Запад традиционно не спешит исправлять свои драматические ошибки. Как говорится, Мавр удалился, сделав свое дело. В результате ослабленное до предела правительство не имеет возможности финансировать даже самые первоочередные нужды, в том числе импорт зерна. Для 6-миллионной страны, не имеющей полноценного агропромышленного комплекса, это грозит масштабной гуманитарной катастрофой. Ведь перестают действовать даже ранее заключенные контракты на ввоз зерна. Иностранные поставщики, казалось бы, справедливо с точки зрения бизнеса требуют погашения уже имеющихся задолженностей. Но подобная жесткость не сулит ливийцам ничего хорошего. В настоящее время под угрозой ввоз в страну 50 тысяч тонн пшеницы, которых хватит на несколько месяцев, чтобы прокормить одну лишь столицу. Что уж тут говорить о провинции.
Сопредседатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Олег Фомин считает, что международное сообщество могло бы самым активным образом вмешаться в ситуацию.
"Если бы ООН отвечала своему назначению – не случайно ее критиковал Каддафи в своей знаменитой речи в Нью-Йорке – то она должна была бы возложить ответственность за тех, кто довел страну до кризиса и обязать платить их за восстановление экономики страны, ее образования, медицины и других сфер жизни. Те, кто разорили страну, должны отвечать. Ведь на Германию в свое время возложили такую ответственность".
Между тем только 8 ноября в Триполи произошли столкновения между различными вооруженными группировками, в результате которых погибли и ранены десятки человек. И какого-либо просвета в ситуации "всех против всех" пока не видно.