В Москве прошла встреча генеральных секретарей ОДКБ и ОБСЕ Николая Бордюжи и Ламберто Занньера. В ходе встречи обсуждались проблемы противодействия трансграничным угрозам, борьбы с терроризмом и экстремизмом, обеспечения стабильности и безопасности, предотвращения конфликтов и их урегулирования во всем Евроазиатском регионе, а также ситуации в Афганистане. Дискуссия проходила за закрытыми дверями, однако после ее окончания участники ответили на вопросы журналистов
Общие угрозы
Общность взглядов Европы и России на региональные угрозы в Центральной Азии давно не является секретом – наркотрафик, терроризм, религиозный экстремизм, политическая нестабильность и другие специфические для региона явления и процессы затрагивают и Москву, и ее партнеров по ОДКБ (особенно страны региона), и Европу. В этой связи заинтересованность всех сторон в поддержании стабильности несомненна, при этом имеется понимание, что задача такого масштаба не по плечу любой отдельной стране.
Определенные изменения в политическом климате Центральной Азии ожидаются уже в следующем году – по мере вывода из Афганистана контингента НАТО во главе с США. Готовиться к ним необходимо уже сегодня, хотя ждать катастрофы не следует, отметил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, отвечая на вопрос "Голоса России":
"Я не считаю, что в 2014 году произойдет катастрофа, что очень сильно изменится уровень безопасности, тем не менее мы понимаем, что стабильности больше, чем сейчас, не будет. И в этой связи, конечно, ситуация в Афганистане будет влиять на государства-члены ОДКБ. Исходя из этого, многие превентивные решения на уровне глав государств уже приняты, и одно из них – оказание помощи Таджикистану в укреплении охраны государственной границы с Афганистаном. Это одна из тех мер, которые сегодня уже разработаны и реализуются в соответствии с указаниями глав государств".
Очевидно, что безопасность центральноазиатских партнеров России по ОДКБ, прежде всего Киргизии и Таджикистана, не может быть обеспечена иначе, чем при прямой поддержке России – ресурсы этих стран явно недостаточны, особенно с учетом собственной внутренней нестабильности.
Раздельная нагрузка
Это главное отличие позиций России как лидера ОДКБ и ОБСЕ как организации. Что бы ни оставил после себя в Афганистане контингент НАТО, решение этих проблем ляжет в первую очередь на Россию, участие Европы в этом процессе, очевидно, будет минимальным – особенно в условиях экономического кризиса. России, очевидно, придется нести на себе как финансовый груз, так и груз военных операций, как минимум оказывая поддержку формированиям союзников с помощью ВВС и сил спецназначения.
При этом нужно иметь в виду, что внешняя угроза в виде возможного наступления тех или иных афганских формирований на север значительно уступает по возможным последствиям угрозе внутренней. Нестабильность центральноазиатских правительств может подорвать ситуацию изнутри куда эффективнее, чем это способны сделать самые умелые командиры талибов. Положение в данном случае обостряется еще и особенностями формирования элит данных государств, сильно зависящих от своих многолетних лидеров.
В этих условиях наихудший возможный сценарий – возможность в течение короткого времени (5-6 лет) смены власти в странах Центральной Азии – союзниках России по ОДКБ, а также в Узбекистане. При самом плохом развитии событий это может означать прямое вовлечение России в боевые действия в регионе, в том числе и силами сухопутных войск.
Единственным средством уменьшить вероятность развития событий по данному сценарию – является активная работа, направленная на парирование угроз: если Россия и ее партнеры смогут эффективно противодействовать радикальным исламистским группировкам и лишить их экономической базы в виде наркотрафика – бороться с угрозами завтрашнего дня будет гораздо легче.