Тегеран, МАГАТЭ и "шестерка" посредников вплотную подошли к закрытию иранского "ядерного досье". Решающий раунд консультаций по ядерной проблеме Ирана пройдет 11 ноября. А 7-8 ноября в Вене представители "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) должны обсудить новый подход к решению проблемы
Все последние предложения Ирана Международному агентству по атомной энергии держатся в строжайшем секрете. Но о том, что в вялотекущий процесс, наконец-то, впрыснули ускорительные реагенты, можно судить по высказываниям американских официальных лиц и представителей Евросоюза. Пресс-секретарь президента США Джей Карни, к примеру, заявил, что Иран представил "новое предложение с уровнем серьезности и содержательности, которой мы не видели раньше".
А координатор внешней политики ЕС Кэтрин Эштон назвала последний венский раунд встреч с иранскими переговорщиками 30-31 октября "самым продуктивным из всех, когда-либо проведенных по этой тематике".
Если судить по обрывочным сведениям, которые просочились в газеты, иранскую ядерную проблему переведут из разряда военных в технологическую. Иран и МАГАТЭ, судя по информации из дипломатических источников в Вене, решили отказаться от разработки старого документа о подходе к оценке возможной военной составляющей ядерной программы ИРИ.
"Итогом работы должна быть нормализация отношений Ирана с Агентством и выход на нормальный режим работы и прекращение постановки иранского вопроса на каждом совете управляющих, - цитируют венские газеты дипломата, причастного к переговорам. - Иран должен наблюдаться со стороны Агентства, как и все остальные страны, в рамках его текущей контрольной деятельности". Фактически, это и означает закрытие "ядерного досье" Ирана.
Пока трудно сказать, какие именно уступки предложил "шестерке" Иран. Но, видимо, они очень серьезные. Иначе бы "шестерка" не была наполнена таким оптимизмом.
Российские эксперты считают, что без изменения позиции Вашингтона, никакие подвижки в деле не были бы возможны. Президенту США Бараку Обаме после серии скандалов с глобальной слежкой как воздух необходимы прорывные внешнеполитические инициативы. Закрытие иранского "ядерного досье" и нормализация отношений с Тегераном для этого вполне подходят. К этому Белый дом уже давно призывают как демократы, так и республиканцы.
Иранское "ядерное досье", вероятно, и впрямь будет закрыто. Но это не значит, что будет прекращена иранская ядерная программа, сказал "Голосу России" профессор российского Военного университета Олег Кулаков. Здесь все дело в том, что США в корне меняют политику, которую они проводили в отношении Ирана десятилетиями. И это означает, что будут перестраиваться отношения со всеми странами в регионе, включая и Саудовскую Аравию, и Израиль, говорит Олег Кулаков:
"США переформатируют отношения со всеми. В том числе и с Тегераном. Те подвижки, которые происходят сейчас в отношениях Ирана с МАГАТЭ и с самими США, связаны с осознанием того простого факта, что иранскую ядерную программу лучше бы не ставить под микроскоп. Все понимают, что для Ирана ядерная программа уже обрела необратимый характер. Обсуждать само ее прекращение бессмысленно. Здесь нет точки возврата".
Дело действительно идет к тому, чтобы закрыть иранское "ядерное досье". С одной стороны, с приходом нового, умеренного президента-реформатора Хассана Роухани Тегеран готов пойти на уступки международному сообществу. С другой, даже консерваторы в США устали от "вялотекучести" переговоров по ядерной проблеме, сказал "Голосу России" руководитель Центра восточных исследований Дипломатической академии России Андрей Володин:
"Соединенные Штаты не поддерживают никаких отношений с Ираном с начала 80-х годов прошлого века. Никаких политических дивидендов Вашингтону это на самом деле не принесло. Европейские союзники США, в общем, уже буквально стонут от санкций и эмбарго на торговлю с Ираном. Саудовская Аравия в связи с арабскими революциями и "арабским пробуждением" фактически потеряла контроль над регионом Ближнего и Среднего Востока. Так что ей придется волей-неволей подчиняться решениям, которые примут США".
Иран начал развивать свою атомную энергетику с помощью США, Германии и Франции еще в 60-х. С приходом к власти аятоллы Хомейни в 1979-м, он провозгласил, что ядерные программы противоречат нормам ислама и ликвидировал их. К возобновлению работ Тегеран подвигла во многом ирано-иракская война 1980-1988 годов.
Для получения ядерного оружия необходимо обогащение урана до 90 %. В апреле 2013 года Иран заявил, что не планирует доводить обогащение до уровня выше 20 %. Это градация материалов для энергетических установок и научных исследований. Израиль считает, что 90-процентного обогащения Иран может добиться за 90 дней и в принципе получить ядерную бомбу. Российские эксперты говорят, что на это уйдет минимум 5 лет, а то и десять.
Дело постепенно идет к тому, что Иран может оформить свои атомные амбиции по типу японских. Токио обладает полным циклом ядерных технологий, но ядерное оружие производить отказывается. Хотя "ядерный бронепоезд" у него стоит на "запасном пути".
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 520
Рейтинг поста: