В Женеве создан Международный комитет за освобождение поэта Мухаммеда Аль-Аджами, который отбывает 15-летнее заключение в катарской тюрьме. Его руководитель рассказал "Голосу России", что добивается не только свободы для поэта, но и публичных извинений главы государства
Аль-Аджами был арестован в ноябре 2011 года после того, как в Интернете появилось видео, на котором он читал свое стихотворение "Тунисский жасмин". В своем произведении катарец восхвалял восстание в Тунисе, которое дало начало "арабской весне", а также критиковал власти арабских стран за ущемление свобод. Приговор поэту был вынесен катарским судом в ноябре 2012 года.
Председателем комитета за его освобождение избран директор Арабского центра политических и стратегических исследований в Женеве Рияд ас-Сайдави. О работе и планах Комитета председатель рассказал "Голосу России".
- В Катаре нам удалось собрать шейхов из знатных семей, которые ходатайствовали за поэта. Мы ожидали, что его выпустят в эти дни, но надежды не оправдались. До этого активисты и адвокаты добились смягчения наказания с пожизненного срока до 15 лет, но нас это не устраивает. Мы считаем, что в XXI веке непозволительно бросать человека в тюрьму за стихи. Наша цель - его полное освобождение без каких-либо условий и публичное извинение эмира Катара.
- Вы уверены, что это политический арест?
- Конечно! В Катаре нет разделения между законодательной, судебной и исполнительной властью. Там решение принимает только правящая семья, а жизнь людей регулируется фетвами таких радикальных особ, как Юсуф Аль-Карадави (радикальный проповедник египетского происхождения, проживает в Катаре, - ред). Куда гражданин может обратиться за справедливостью - в суд? Суд в руках эмира. В СМИ? СМИ в руках эмира. Ведь катарский канал "Аль-Джазира" даже не освещает события, связанные с поэтом Аль-Аджами - полное молчание.
При этом Катар подает себя как сторонник "арабской весны", которая должна принести в арабские страны демократию.
- Аль-Аджами в 2011 году в своем стихотворении воспевал "арабскую весну", намекая на то, что и другим арабским странам следует пойти тем же путем. Говорят, именно за это он и поплатился. Что за парадокс: Катар, с одной стороны, поддерживает "арабскую весну", с другой - отправил в тюрьму певца "весны"?
- В этом и заключается гениальный план поэта Аль-Аджами по разоблачению "святой" лжи Катара о своей демократии. Он заведомо знал реакцию правительства и использовал этот ход, для того чтобы показать миру всю диктаторскую суть катарской власти. Свергнутый Хосни Мубарак был более демократичен, чем эмир Катара, так как при Мубараке СМИ могли критиковать власть, получая ответы в официальных заявлениях, а не в тюрьмах. Аль-Аджами принёс себя в жертву, чтобы разрушить барьер молчания о диктатуре, которая царит в Катаре.
Стоит вспомнить, как Моза аль-Мисснед, супруга бывшего эмира Катара Хамада Аль-Тани, пригласила в страну экс-главу организации "Репортёры без границ" Робера Менара для курирования неких центров по распространению культуры и демократии в стране. А спустя некоторое время Менар выступил с докладом, в котором заявил, что в Катаре отсутствует всякая свобода слова и страна построена на диктаторских принципах. За это его лишили должности куратора и выпроводили из страны. Уже во Франции он написал книгу, где назвал режим Катара "шизофренической монархией".
- Если в Катаре отсутствуют институты по защите прав человека, то как вы добьетесь освобождения Аль-Аджами, находясь за пределами страны?
- У нас есть определенные рычаги давления на власть в Катаре. Это и влиятельные семьи внутри страны, и международные компании, но самое главное - СМИ. Мы уверены в своих силах, поэтому добьемся его полного освобождения. Стоит отметить, что семья Аль-Аджами очень влиятельна на всём Аравийском полуострове. Кроме того, мы сейчас готовим материалы по делу Аль-Аджами для подачи их в ООН, чтобы усилить давление на Катар. И, конечно же, максимальное освещение в СМИ.
- Есть ли информация о состоянии здоровья Аль-Аджами в тюрьме на данный момент?
- Его состояние неофициальные источники описывают как приемлемое, несмотря на ущемление его прав как заключенного. Но есть один факт, который стоит упомянуть: несмотря на всё это он отказался принимать извинения от катарских чиновников. Дело в том, что после распространения информации в мировых СМИ вопрос пытались "замять". Но он отверг данное извинение и предпочел находиться в тяжелых условиях содержания, заявив, что ждет извинений лично от монарха, а не от его слуг.
Обвинительное заключение по делу Мухаммеда Аль-Аджами до сих пор не оглашено. Большинство экспертов считают, что его осудили за "Жасминовую поэму", в которую вошло стихотворение "Мы все тунисцы перед лицом угнетающей нас элиты".