Решив сохранить свое военное присутствие в Афганистане, США стремятся заручиться поддержкой соседнего Пакистана. Последний обладает хоть какими-то рычагами влияния на талибов
В соответствии с договором о стратегическом сотрудничестве между США и Афганистаном, согласование которого близится к завершению, после вывода из страны международных сил (ISAF) американский десятитысячный контингент останется там для поддержки кабульского режима, который очень не уверен в своих силах перед лицом угрозы, исходящей от движения "Талибан".
Не ощущают полной уверенности, по-видимому, и американцы. Им не удалось добиться стабилизации ситуации в Афганистане за двенадцать лет боевых действий в составе широкой международной коалиции. После ухода ISAF, да еще накануне выборов президента Афганистана, намеченных на апрель 2014 года, талибы и прочие исламистские и антиправительственные силы активизируются. Попытки США установить какой-то дипломатический диалог с "Талибаном" успеха, как известно, не имели.
Еще летом Вашингтон вполне логично начал реанимировать союзнические отношения с Исламабадом, который в свое время имел непосредственное отношение к созданию и становлению "Талибана". США фактически разморозили финансирование программ военной помощи Пакистану, выделив на это в общей сложности более 1,6 млрд долларов.
Исламабад, со своей стороны, весьма заинтересован в этой помощи: американских истребителях, военной технике, средствах связи и прочих высокотехнологичных боевых гаджетах. Даже несмотря на претензии к американцам по поводу постоянного использования ими боевых дронов и проведения спецопераций на территории Пакистана. В ходе начавшегося визита пакистанского премьер-министра Наваза Шарифа в США обе стороны рассчитывают уладить спорные вопросы и "отряхнуть" былую дружбу от "пыли".
Но все очень непросто в этом регионе. Определенные круги в пакистанских спецслужбах и финансовых структурах оказывают покровительство талибам, пытаясь использовать их как рычаг влияния на ситуацию в Афганистане. Что во многом укладывается в логику противостояния Пакистана и Индии, отмечает эксперт Центра изучения современного Афганистана Никита Мендкович.
При этом США заинтересованы в том, чтобы Пакистан свернул свои секретные программы взаимодействия с талибами. Это, по словам Мендковича, позволило бы в той или иной мере стабилизировать ситуацию в Афганистане:
"Такие попытки в прошлые годы предпринимались неоднократно, но, к сожалению, они наталкивались на то, что пакистанская сторона не могла получить от США достойных гарантий того, что, в случае прекращения поддержки талибов, Афганистан не склонится к проиндийской ориентации, к чему тенденция существует уже сейчас. Индийско-афганский альянс мог бы стать большим риском для Пакистана, так как Пакистан практически оказался в окружении враждебных стран".
Естественно, резюмирует Никита Мендкович, Пакистан стремится сохранить или дружественный, или хотя бы нейтральный статус Афганистана. Что крайне сложно, учитывая, что, помимо различных трений, возникших за последние тридцать лет, между двумя странами с конца XIX века сохранились территориальные претензии, связанные с так называемой линией Дюранда. Это не демаркированная линия афгано-пакистанской границы, проходящая по территориям, захваченным еще Британской Индией, и находящаяся сейчас под юрисдикцией Пакистана.
Между тем, как продемонстрировал ход двенадцатилетней миссии ISAF, Исламабад не может полностью перекрыть трансграничные контакты боевиков "Талибана" в Афганистане с их покровителями в самом Пакистане, сказал в интервью "Голосу России" эксперт Московского центра Карнеги Пётр Топычканов:
"Проблема здесь, видимо, заключается в том, что власти Пакистана не способны полностью контролировать свои силовые ведомства. Проблема, возможно, даже еще глубже – руководство силовых ведомств не всегда может контролировать, что делают рядовые сотрудники или офицеры, какие они осуществляют контакты с боевиками в Афганистане".
Роль Пакистана по мере вывода из Афганистана сил ISAF будет только возрастать, убежден известный пакистанский политолог Фазл Джамили. В интервью "Голосу России" он сказал, что без переговоров с талибами вряд ли удастся нормализовать ситуацию в обеих странах, но можно ли им доверять?
"Не вышло бы так, что удастся нормализовать обстановку на короткое время – вывода войск и вывоза снаряжения из Южного Вазиристана, а потом все вернется "на круги своя", да еще более усугубится", – высказал свои опасения Фазл Джамили. Но если есть хоть какая-то надежда на установление мира и спокойствия в Афганистане и Пакистане, этих переговоров следует добиваться, считает политолог.
Обстановка, которая начнет складываться в Афганистане после вывода войск ISAF, серьезно тревожит не только США и Пакистан, но и все соседние страны, включая Россию. На днях генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что государства-участники блока уже сейчас предпринимают меры, чтобы не допустить распространения нестабильности за пределы Афганистана.