Совет Безопасности ООН 10 октября, судя по всему, в последний раз продлил мандат миссии Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане. Ожидается, что до конца 2014 года военные из контингента ISAF покинут страну. А пока в октябре проходит очередная ротация грузинских войск в Афганистане.
До конца месяца 31-й и батумский батальоны постепенно заменят 33-й и 42-й батальоны. Сейчас в Афганистане находятся около 1600 грузинских военнослужащих. В октябре 2012 года Грузия удвоила свой контингент в Афганистане. Он стал самым крупным из стран, не входящих в Североатлантический альянс.
Участие в ISAF и членство в НАТО
Точная дата вывода грузинских военнослужащих из Афганистана пока неизвестна, но уже сегодня можно подвести некоторые итоги участия Тбилиси в миссии ISAF. По словам грузинских экспертов, опрошенных DW, от участия в афганской операции в Грузии ожидали большего сближения с НАТО и даже членства в альянсе, а также получения опыта ведения современных боевых действий. Эксперт Грузинского института общественных отношений Торнике Шарашенидзе уверен, что участие в миссии несомненно повысило шансы страны на вступление в НАТО, уменьшившиеся в результате грузино-российской войны летом 2008 года.
В то же время, по словам эксперта, в Грузии все более трезво оценивают и саму миссию, и участие в ней Тбилиси, и возможности вступления в Североатлантический альянс. Главный редактор военно-аналитического журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили считает, что прежняя эйфория была вызвана риторикой бывших властей: "Саакашвили и его правительство пиарились и обманывали народ, давая понять: чем больше людей послать в Афганистан, тем быстрее нас примут в НАТО".
Об ошибочности такого представления свидетельствуют и слова генерального секретаря НАТО. Андерс Фог Расмуссен ранее заявлял, что "участие в афганской миротворческой миссии не является пропуском в НАТО". Среди плюсов афганской операции для Грузии Аладашвили назвал опыт ведения несимметричной войны и антитеррористических операций, патрулирования и разминирования. С другой стороны, по словам аналитика, эти навыки бесполезны, если придется воевать с регулярной армией.
ISAF и Грузия
Первые военные из Грузии отправились нести службу в составе контингента ISAF в 2004 году. Тогда 50 человек участвовали в обеспечении безопасности на выборах в Афганистане. Год спустя Тбилиси разрешил использовать территорию страны для транзита вооружений, предназначенных для военнослужащих ISAF. Непосредственное участие Тбилиси в этой операции началось в 2009 году.
За минувшие четыре года в Афганистане погибли 29 грузинских военнослужащих, более 150 были ранены. Только теракт, совершенный 6 июня 2013 года в провинции Гильменд, унес жизни семи военных из Грузии. Их гибель стала поводом для горячей дискуссии в обществе о необходимости вывода войск из Афганистана. Вскоре страсти утихли, да и министр обороны Ираклий Аласания твердо заявил, что Грузия не откажется от своих обязательств и продолжит участие в миссии до конца 2014 года.
Более того, и после 2014 года небольшое число грузинских военных останется в Афганистане "для обучения сотрудников местных сил безопасности", а Тбилиси намерен и впредь сотрудничать с НАТО в Афганистане.
Евроатлантическая ориентация
Вступление в Североатлантический альянс было одной из целей президента Грузии Михаила Саакашвили и его команды. И нынешние власти во главе с премьер-министром Бидзиной Иванишвили во внешней политике придерживаются курса на европейскую и евроатлантическую ориентацию. Однако, по словам Шарашенидзе, консенсуса среди политиков по данному вопросу в стране не было.
"В Грузии всегда существовали политические силы, выступавшие против сближения с НАТО, но во времена Саакашвили они не имели большого влияния. После парламентских выборов 2012 года такие силы активизировались, да и в команде Иванишвили есть разброс мнений по отношению к альянсу. Но пока силовики, в частности, глава Минобороны Аласания - это прозападные политики", - подчеркнул эксперт.
Впрочем, эти политики могут опираться на поддержку населения. Согласно последнему опросу Национального демократического института, 73 процента жителей страны поддерживают вступление Грузии в НАТО. Североатлантический альянс, в свою очередь, выразил готовность в 2015 году включить грузинских военных в силы быстрого реагирования западного оборонительного союза.
|