Разжигание конфликтов на Ближнем Востоке увеличивает поток беженцев и нелегальных мигрантов, стремящихся в Европу. Правительство ЕС пока не в состоянии выработать действенные меры борьбы с нелегалами, рассказал "Голосу России" руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков
Европа пытается отгородиться от беженцев. Наплыв нелегалов из стран Северной Африки европейские чиновники намерены сдерживать с помощью создания систем защиты морских границ и контроля за перемещением судов с беженцами.
Одной из главных тем совещания министров внутренних дел ЕС в Люксембурге стала недавняя трагедия у берегов итальянского острова Лампедуза. 3 октября там затонула лодка, на борту которой находилось более 500 мигрантов из Африки. Политики выразили свои соболезнования, однако, по мнению экспертов, реакция на это событие в очередной раз подтвердила: Евросоюз воспринимает миграцию как неизбежное зло, а страны ЕС продолжают перекладывать ответственность за происходящее друг на друга и считать, кто сколько тысяч нелегалов приютил у себя.
Как Евросоюз намерен бороться с нелегальной миграцией, "Голосу России" рассказал руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.
- Как вы думаете, как можно сдержать миграцию в ЕС?
- Учитывая, что конфликты в странах третьего мира не идут на спад, а только разрастаются, в ближайшее время поток беженцев в ЕС не иссякнет. Может быть, будут корректироваться пути, по которым эти люди попадают на территорию Европы.
Например, до начала волны арабских революций в 2011 году главными "воротами" для беженцев была турецко-греческая граница. А с 2011 года для таких мигрантов начало возрастать значение Италии. С началом конфликта в Ливии остров Лампедуза стал перевалочным пунктом для мигрантов, которые из Северной Африки пытаются попасть в Европу. Трагедии, подобные той, что произошла недавно, раньше тоже случались.
- Если Евросоюз задумает масштабные миграционные реформы, он в ближайшие годы сможет их провести? Экономическая ситуация непростая, а это затратное дело.
- Летом этого года появилась новая концепция миграционной политики ЕС, но она мало отличалась от подходов, которые использовал Евросоюз до этого. Внутри Европы наиболее возмущенные голоса по поводу нынешней ситуации звучат со стороны таких стран, как Италия, находящихся на границе и вынужденных принимать на себя заметную часть беженцев.
Они говорят, что этот поток идет через них, они вынуждены терпеть все сопутствующие неудобства социального, криминального характера. При этом товарищи по ЕС оказывают недостаточную помощь или даже, как это было во время ливийского конфликта 2011 года, пытаются закрыть границы внутри ЕС - Саркози предлагал закрыть границу Италии, откуда шел поток беженцев.
Такие проблемы есть не только в Италии. Представители болгарского МВД говорили о том, что возросло число преступлений, совершенных сирийскими беженцами, которые оседают в этой стране. Болгария тоже находится на границе Евросоюза, поэтому там такая ситуация.
Будет ли более богатыми европейскими странами оказана помощь странам-лимитрофам? Это вопрос очень сложный, потому что, например, на совещании министров внутренних дел стран ЕС глава МВД Германии говорил о том, что Германия принимает на свою территорию даже большее число беженцев, чем Италия, и по расчетам на душу населения, и по количеству. Поэтому, мол, зачем переоценивать жалобы итальянцев и выделять дополнительные средства?
Скорее всего, принципиально ничего не изменится в ближайшее время. Но новые конфликты внутри европейского сообщества будут возникать.
- Вы допускаете, что происходящее сейчас - "расплата" европейских стран за колониальное прошлое?
- Среди мировых лидеров по приему беженцев, кроме европейских стран, присутствуют США и Канада, которые сами были колониями. Поток беженцев в Европу был бы в любом случае, поскольку люди стремятся попасть туда, где более благоприятные условия. Но то, что он вырос в последнее время, - это расплата Европы за ее позицию по арабским революциям, по ситуации в Ливии, где произошло вмешательство НАТО, усугубившее ситуацию, и по нынешнему сирийскому конфликту, в котором европейские страны представляют отнюдь не мирную точку зрения. Кстати, в той же Италии именно из Сирии в этом году был наибольший поток беженцев, он даже превысил поток мигрантов из Сомали.
- Насколько хорошо приезжие интегрируются в европейское общество? Ассимиляция - часть глобальной проблемы.
- Безусловно, это известная закономерность: чем больший поток мигрантов идет в некую страну, чем больше их становится по отношению к местному населению, тем труднее происходит их адаптация. Плюс к этому беженцы - люди, которые, в отличие от трудовых мигрантов, оказываются в новой стране в состоянии очень большого стресса, эти люди бегут от каких-то вооруженных конфликтов, от преследования по социальному, национальному или религиозному признаку.
Из-за стресса и неподготовленного состояния, попав в ЕС, им сложнее адаптироваться, проблемы у принимающей стороны возрастают. Я уже приводил пример с Болгарией, представители местного МВД жалуются на рост числа преступлений, совершенных беженцами из Сирии.
Плюс ко всему меняется ситуация в регионах, где появляются мигранты. Скажем, Лампедуза до 2011 года была туристическим островом, который жил за счет доходов от богатых туристов. А сейчас, при столь большом количестве беженцев, туристический поток очень серьезно сократился.