Как повлияет кризис власти в США на обстановку в самой Америке и в мире в целом, почему ситуация в Сирии становится для мира "еще одним" региональным конфликтом и возможен ли "химический ноль" в мире, рассказал "Голосу России" председатель СВОП, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов
Гость программы - Федор Лукьянов, председатель Совета по внешней и оборонной политике России (СВОП), главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".
Ведущий - Петр Журавлев.
Журавлев: Здравствуйте. Я приветствую Федора Лукьянова, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике".
Разговор предлагаю начать с событий на американском континенте, в США. У меня сложилось впечатление, что Республиканская партия этой славной страны действует по принципу "чем хуже, тем лучше". Shutdown правительства, отключение финансирования всех государственных структур - что это такое? Что там происходит? Они таким способом решили извести Обаму?
Лукьянов: В идеале - извести Обаму, хотя, конечно, извести его не получится - он "изведется" сам автоматически через три года. Его срок истечет, и больше президентом он уже не станет никогда. Нашла коса на камень опять из-за пресловутой, как говорили в советское время, реформы здравоохранения.
Когда ее принимали на предыдущем сроке Обамы, у демократов была возможность ее провести. Сейчас большинство у республиканцев в конгрессе, и они пытаются если не отменить ее полностью, то отсрочить, разбавить, свести к минимуму те изменения, которые предусмотрены.
Ради этого используется такой повод, как принятие бюджета, напрямую с этим не связанный, но, с другой стороны, почему бы и нет. Это не первый случай. В истории американского законодательного органа было несколько эпизодов (последний - в середине 1090-х годов), когда в такой же клинч с республиканцами вступил Клинтон.
В ту пору спикером Палаты представителей был очень яркий человек (и сейчас известный комментатор), резко консервативный Ньют Гингрич. Три недели правительство работало в усеченном режиме из-за недостатка финансирования.
По сравнению с тем, что было раньше, даже по сравнению с тем случаем уже почти двадцатилетней давности, изменился политический ландшафт. Республиканская партия резко сдвинулась вправо. Демократическая партия при Обаме сдвинулась влево лично из-за него, из-за его взглядов, а вот республиканцы целиком значительно поправели.
Журавлев: То есть пропасть расширилась?
Лукьянов: Да. Но вообще, американская система всегда хвасталась тем, что она отсекает крайности и якобы обнаруживает "золотую середину". Кстати, как правило, так и было. Вообще, политические наблюдатели приходят в недоумение по поводу того, во что превратилась Республиканская партия (второе ее название - Великая старая партия). Это должны быть солидные, респектабельные умеренные консерваторы.
Журавлев: А не скандалисты?
Лукьянов: Да, и не идеологически упертые люди, которые ради своих идей, пусть даже они в них искренне верят, готовы парализовать все, что можно. Я думаю, это скоро закончится. Прогнозы строить сейчас бессмысленно, но все-таки рискну. Мне кажется, это продлится порядка двух недель. Прежде всего потому, что ведя эту жесткую борьбу и демонстративно не идя ни на какие уступки, обе стороны, особенно республиканцы-конгрессмены, внимательнейшим образом следят за опросами общественного мнения. Благо в США эта отрасль развита суперпрофессионально - там каждую минуту изучают все.
Для них принципиально важно, на кого общественное мнение возлагает ответственность. Если говорят, что и те и другие негодяи, - это нормально, если говорят "Это важный вопрос, пусть договорятся" - это нормально. Но если начинают говорить: "Конечно, администрация хороша, довела, но эти конгрессмены - это кошмар!", тут надо останавливаться. Тогда получается, что это влияет на выборные перспективы, а выборы, которые проходят каждые два года, для конгрессменов - это святое, это главное, чем они живут.
Я думаю, в итоге будет найден некий компромисс, но не решение фундаментального вопроса, а снова откладывание. Тем более что примерно в середине месяца уже возникает второй вопрос, связанный с "потолком" государственного долга. Два года назад была та же история, весь мир пил валидол и хватался за сердце тоже где-то порядка двух недель. В последнюю минуту они соизволили договориться и сказали, мол, все нормально, мы повышаем и продлеваем…
Полная версия программы доступна в видеоформате.