В приарктическом регионе, у границ России, с 16 по 27 сентября проходят совместные учения ВВС Норвегии, Швеции, Финляндии, США и Великобритании под кодовым названием "Арктический вызов - 2013". По замыслу учения должны продемонстрировать возможность быстрого наращивания присутствия Военно-воздушных сил США и их союзников в Арктике
Кроме того, учения показывают, что так называемое оборонное сотрудничество северных стран (NORDEFCO) на деле является региональной военной организацией под эгидой США и удобной формой для втягивания в военный союз с США прежде нейтральной Швеции, а также Финляндии.
Старые идеи
Ухудшение отношений России и НАТО не могло в итоге не отразиться на военной обстановке. Учения "Арктический вызов" стали крупнейшими в Европе в этом году: 10 финских F/A-18C, 10 норвежских F-16C, 22 шведских JAS-39, 30 американских F-15, 6 британских истребителей Typhoon, два американских летающих танкера KC-135 и один самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) E-3C объединенных ВВС НАТО – такой крупной воздушной группировки на севере Европы не собирали давно.
Тема быстрого наращивания воздушной группировки у границ СССР была одной из главных на учениях периода холодной войны. Крупнейшими маневрами этой серии были регулярно проводимые учения Reforger, в рамках которых ВВС США проводили свои учения Crested Cap, отрабатывая перебазирование тактической авиации с территории США на Европейский континент. Впрочем, сейчас до масштабов холодной войны пока далеко: учения тех времен захватывали территорию от Италии до Норвегии, в них задействовались десятки баз и многие сотни боевых и вспомогательных самолетов.
Однако само возобновление подобных маневров демонстрирует, что идеи военного противостояния никуда не ушли и при необходимости могут легко быть извлечены на поверхность.
Новые тенденции
Наиболее тревожным отличием сегодняшних учений от прежних представляется совместное участие в них ВВС стран НАТО и нейтральных государств – Швеции и Финляндии. Не являясь членами НАТО, эти страны все чаще взаимодействуют с Альянсом. Впрочем, Швеция де-факто была партнером Альянса еще в годы холодной войны, но превращение Финляндии из дружественного соседа в потенциального противника не может не настораживать.
Определение "потенциальный противник" здесь совершенно уместно. В Арктике для ВВС НАТО нет иных целей, кроме тех, что находятся на территории России, в ее водах и воздушном пространстве. То же самое, впрочем, справедливо и для России. В последние годы стороны все чаще меряются мускулами в этом регионе. Обе пытаются прятать противостояние за осторожными терминами вроде "региональные вызовы", "обеспокоенности", "увеличение возможностей", но при этом и те и другие прекрасно понимают, что именно происходит, и знают, что оппонент понимает это ровно так же.
Взаимное наращивание военных возможностей в Арктике – неизбежное следствие роста противоречий между НАТО и Россией, при этом внешние противоречия – Сирия, Иран, вопросы прав человека и прочее играют здесь минимальную роль. Главным козырем Арктики является сама Арктика – наполненный ресурсами регион, и соперничество за эти ресурсы никак не будет зависеть от того, какую идеологию разделяют оппоненты и какое мнение имеют по вопросу, скажем, ядерной программы КНДР.
"Арктический вызов" действительно является вызовом. Семьдесят восемь боевых самолетов при поддержке танкеров и ДРЛО – серьезная сила, способная нанести огромный ущерб неподготовленному противнику. Следует также учитывать, что это лишь часть группировки, которую НАТО может задействовать в данном регионе при необходимости. В этих условиях наращивание российской военной инфраструктуры в Заполярье становится более чем своевременным и необходимым шагом. Подготовка к отражению возможного удара в любом случае обходится дешевле, чем возможное поражение.