Сирийская оппозиция потребовала у международного сообщества запретить использование не только химического оружия, но и баллистических ракет, а также заставить Дамаск не применять военную авиацию над населенными пунктам. Комментарий директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева
- По западным данным, сирийская армия имеет в своем распоряжении около одной тысячи тонн химического оружия в виде авиационных бомб, снарядов ствольной артиллерии и боеголовок баллистических ракет. Это оружие представлено как отравляющими веществами кожно-нарывного действия (иприт), так и отравляющими веществами нервнопаралитического действия, как например, известный зарин.
Его уничтожение представляет достаточно сложную задачу, потому что из-за значительного количества видов химического оружия, под каждое из них необходимо создавать собственную систему ликвидации. Оптимальный вариант - это размещение такого рода производств непосредственно рядом с арсеналами. Таких арсеналов не так много. Но как это сделать в условиях гражданской войны - не очень понятно.
Соединенные Штаты Америки считают, и Россия с этим согласилась, что нужно максимальное количество химического оружия вывезти с территории Сирии. Но нужно четко понимать, что есть такие боеприпасы, которые перевозить невозможно ввиду их устаревшей конструкции. Их нужно как минимум для начала просто каким-то образом спрятать и закрыть - в каких-то штольнях или шахтах складировать, а сверху покрыть бетонной подушкой.
- Сколько времени может уйти на все эти процедуры?
- Принят следующий план. В течение недели Сирия обязана полностью задекларировать все химическое оружие и все объекты, которые связаны с производством химического оружия. Я думаю, это реально. После этого начинают работать инспектора ООН по химическому оружию. Но здесь надо опять же понимать, что таких инспекторов не очень много. В организации по химическому оружию их всего 114. По-видимому, придется увеличить бюджет организации, придется срочно готовить инспекторов.
Возможно, отдельные государства, например Россия, могли бы предоставить своих инспекторов. Нужно разворачивать в Дамаске постоянную миссию, которая будет работать на регулярной основе. Инспектора должны иметь полный доступ ко всем объектам, где хранится или производится химическое оружие. Это обязательное условие. Некоторые объекты могут находиться в зоне боевых действий. Инспекторов надо обеспечивать защитой.
Есть и еще более сложная задача. Если конференция "Женева-2" не будет успешной, ни о каком вывозе химического оружия с территории Сирии разговора быть не может.
- А куда планируется вывозить химическое оружие из Сирии?
- Наверное, России придется взять на себя часть функций по ликвидации химического оружия. У нас есть соответствующее производство. Проблема в том, что оружие нужно довезти до порта, а боевики будут обязательно нападать. Во-вторых, нужно его погрузить, привезти морем, выгрузить и доставить к месту ликвидации каким-либо наземным транспортом. На любом этапе транспортировки возможна детонация. Поэтому тот, кто будет этим заниматься, должен иметь специальные навыки обращения с химическим оружием.
- Химическое оружие могло попасть в руки боевиков?
- Джон Керри об этом сказал в период переговоров. По его словам, часть химического оружия все-таки находится у боевиков. Это первое признание того факта, что под Дамаском химическое оружие могло использоваться вовсе не сирийской национальной армией. Это могло быть провокацией.
- Как быть с тем оружием, которое, возможно, есть у боевиков?
- По-видимому, Соединенным Штатам Америки придется занять непривычную для них жесткую позицию в отношении боевиков, потому что попытки провокаций со стороны вооруженной оппозиции будут предприниматься. Причем инспектора ООН смогут доказать, что эти попытки предпринимаются со стороны вооруженной оппозиции. США придется пойти на какие-то меры. Какого рода меры? Ограничение финансовой помощи, поставок оружия. США придется что-то делать, потому что в противном случае они себя полностью дискредитируют.
- Судя по тому, что вы рассказали, сначала придется посчитать это химическое оружие, затем придумать технологию, как его уничтожать.
- Да, создание производства для ликвидации химоружия потребует времени. Каждый вид химического оружия требует специфических условий утилизации. Здесь нельзя одно и то же предприятие использовать для разного вида химического оружия.
- Откуда вообще взялось в Сирии химическое оружие?
- Сирия стала создавать химическое оружие, начиная с 70-х годов прошлого столетия. Это был ответ на создание ядерного оружия в Израиле. Для создания химоружия Сирия закупила в странах Западной Европы, частично в США, необходимые технологии и материалы. С этой точки зрения утверждение Запада о том, что именно Советский Союз создавал Сирии химическую инфраструктуру для создания оружия, безосновательно.
Могу вам сказать, что непосредственно производство основных типов химического оружия началось в Сирии в 90-е годы. Вы сами понимаете, Россия в этом участвовать не стала бы. Ей тогда было просто не до Сирии. С этой точки зрения, я думаю, все утверждения о причастности России к производству в Сирии химического оружия полностью безосновательны.