Спецпредставитель премьера Грузии — об активизации контактов с Россией и благодарности за предложение вывезти грузинских граждан из Сирии
Фото: архив редакции
Во второй декаде сентября в Праге заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин и специальный представитель премьер-министра Грузии Зураб Абашидзе продолжат начатый в конце 2012 года диалог о перспективах улучшения отношений Москвы и Тбилиси, разорванных после вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии пять лет назад. Зураб Абашидзе рассказал «Известиям» о повестке предстоящей встречи.
— Что будет обсуждаться на встрече в Праге?
— В основном — торгово-экономическое, транспортное и гуманитарное сотрудничество. Постараемся подвести итог первому этапу нашего общения, посмотреть, что получилось, и обменяться идеями на перспективу. Уже есть позитивные сдвиги, но также остаются очень серьезные проблемы. В частности, речь идет о ставших системой фактах похищения людей и создании так называемой границы с Южной Осетией. При наличии позитива это, образно говоря, не лезет ни в какие границы, страдают и грузины, и осетины. Не одобряет колючую проволоку в XXI веке и международное сообщество, наблюдающее за этим процессом. И в Москве это должны понять.
— Замминистра иностранных дел России Григорий Карасин предложил Тбилиси содействие в эвакуации около 20 граждан Грузии, остающихся в Сирии. Это облегчит переговоры в Праге?
— Безусловно, такой жест доброй воли воспринимается нами позитивно. Чисто по-человечески это важно. У нас нет посольства в Сирии, в то же время туда регулярно летают самолеты МЧС, и нам предложили использовать эту возможность. Премьер-министр Бидзина Иванишвили позитивно отреагировал на такое предложение Москвы. Сейчас наш МИД изучает этот вопрос.
— После отмены эмбарго на грузинскую продукцию, которое существовало с 2006 года, за несколько месяцев Грузия поставила в Россию свыше 6 млн бутылок вина и 15 млн бутылок «Боржоми». Вы ожидали подобного спроса?
— Наш диалог с Григорием Карасиным как раз и призван создавать почву для развития торговых и гуманитарных отношений. Темпы поставок обнадеживают, качество нашей продукции признается экспертами Роспотребнадзора. Важно также, что практически решен вопрос о том, что грузинские автотранспортные компании могут перевозить нашу продукцию в Россию. Следующий этап — вопрос восстановления регулярного авиасообщения между нашими странами. Пока летают чартеры, но в этом году турпоток увеличился на 40%, поэтому чартеров может оказаться недостаточно. Необходимо решить и технический вопрос — за уже несуществующей грузинской авиакомпанией с 1990-х годов остался долг российской стороне. Но это тоже, полагаю, решаемо.
— Россиянам, в отличие от граждан Грузии, не нужны визы, чтобы пересекать границу двух стран. Каковы ожидания на направлении либерализации визового режима для грузинских граждан?
— Россия обещала это сделать для определенных категорий, но пока мы ничего такого не ощутили. На встрече в Праге, возможно, мы услышим интересующую нас информацию по этому вопросу.
— Может ли активизация контактов привести к восстановлению двусторонних дипломатических отношений?
— Этот вопрос не стоит на повестке дня, и наши российские коллеги знают почему. Пока есть посольства России в Абхазии и Южной Осетии, это невозможно.
izvestia.ru
Рейтинг публикации:
|