В студии "Голоса России" работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Человеческий фактор
Наверное, эту новость стоило бы назвать сенсационной. Еще неделю-другую назад недоброжелатели утверждали, что пресловутой черной кошки потому и нет в черной комнате, что она, обернувшись Евросоюзом, уже пробежала между Москвой и Ереваном.
Отношения называли напряженными, перспективы - сомнительными, поведение - странным. Оживились любители конспирологии. Навязывали мифы о заговорах, мрачных комбинациях и "украинских сценариях". Межгосударственный драматизм еще никогда не выходил на такой уровень. Казалось, максимум, что смогут сделать президенты на встрече в Ново-Огарево, - остудить горячие головы.
И вдруг: Армения будет в Таможенном союзе, чтобы вместе с ним войти и в союз Евразийский. И это не просто слова, а политическое заявление, подписанное первым лицом этого государства. Само по себе оно, конечно, значит примерно столько же, сколько и так называемое парафирование Соглашения об ассоциации с ЕС - тоже лишь намерения, которые еще нужно обратить в реальные действия и окончательные решения.
Но это уже геополитический выбор. Осознанный и, надо полагать, окончательный. Ереван не то чтобы боялся сделать его раньше. Он тщательно искал золотую середину. До последнего пытался быть приятным во всех отношениях - и с Москвой, и с Брюсселем. Чтобы не терять зонтик безопасности от одной и не выпасть в осадок у другого.
Обсуждение векторов здесь не было таким скандальным и публичным как, например, на Украине. Здесь оно шло в шахматном порядке. Без суеты, глубокомысленно, тихо. И кто знает, сколько бы еще продолжались эти раздумья, не окажись Ереван в цейтноте.
Ноябрь ведь и для него - не просто месяц. Момент истины. И тот самый Рубикон, за которым вполне могла открыться пустота. Впрочем, теперь уже не надо ждать Вильнюса. Все решилось в Москве. Мало кто ожидал, что получится именно так, поскольку прежде вопрос о присоединении Армении к Таможенному союзу не ставился так конкретно.
Были пожелания, рекомендации, советы. Сейчас говорят, что в Ново-Огарево главную роль сыграл человеческий фактор. Ну так лучше, когда играет он, чем в него. Это еще надо понять - не унимаются скептики - Саргсян отвечал за себя лично или подписывался от имени армянского народа. Так на то он и президент, чтобы в решающие минуты брать личную ответственность во имя народа.
А как же отсутствие границ? - не могут успокоиться критики. Так товарообороту же это не мешает. А там, где есть он, есть и основа для экономического маневрирования. К тому же есть еще и российский газ - сырье, стоимость которого играет ключевую роль в армянской жизни.
И совсем уж некорректно звучат рассуждения на тему дивидендов от вступления в единое экономическое пространство. Для Армении его главное отличие от евроинтеграции в том и заключается, что страна совершенно точно ничего не потеряет. Прежде всего - не потеряет Россию.
Армения в Таможенном союзе может создать прецедент. Она будет первой страной, которая действительно сделала выбор. Это не Россия с Казахстаном и Белоруссией, которые пошли на сближение сразу, как только вышли из его советской версии. Это не Киргизия с Таджикистаном, которых никуда больше и не зовут. Но это и не Украина.
Может быть, потому, что Серж Саргсян еще и президент шахматной федерации. А в этой игре мало уметь ходить, надо знать, куда идти не следует.
Продолжит президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
Шейнкман: Главный итог встречи в Ново-Огарево, наверное, можно назвать неожиданным, поскольку еще недавно Армения собиралась парафировать соглашение с Евросоюзом, а теперь от него отказалась ради Таможенного союза. Чем объяснить такую резкую перемену?
Крылов: Я бы не спешил с такой оценкой, потому что встреча в Вильнюсе еще не состоялась, и Армения официально не заявила о том, что не намерена парафировать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
Вся внешнеполитическая концепция Армении, которая базируется на принципе комплементаризма, является разновекторной. Она предусматривает принцип "и то, и другое". Армения будет продолжать проводить ту политику, которая она проводила раньше, - и с Западом, и с Россией развивать отношения, получая максимальную выгоду.
Шейнкман: Как вы считаете, как Армения сумеет вписаться в Таможенный союз, и когда примерно это может произойти?
Крылов: Это будет очень сложный процесс, потому что сейчас будут согласовываться условия ее членства. Армения, видимо, постарается сделать членство в Таможенном союзе для себя максимально выгодным. Россия, Белоруссия и Казахстан должны будут пойти навстречу интересам Армении максимально далеко.
Насколько далеко готовы пойти нынешние члены Таможенного союза в поддержке Армении - это большой вопрос. Так что этот процесс будет небыстрым и достаточно сложным. Совсем не предопределено, что Армения вступит в Таможенный союз.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Евросоюз ожидает «официальных разъяснений» Еревана по поводу заявления президента Армении Сержа Саргсяна о намерении страны вступить в возглавляемый Россией Таможенный союз. Это решение Армении, по мнению евро-чиновников, лишает республику возможности подписать соглашение с ЕС о зоне свободной торговли.
«Мы ожидаем объяснений армянской стороны и только после этого можем оценить, какие последствия это может привлечь за собой», – заявила пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней политике и обороне Кетрин Эштон Мая Косянчич в Брюсселе.
С идентичным заявлением в армянской прессе выступил и пресс-секретарь Еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле Питер Стано. Он воздержался от комментариев по поводу того, как повлияет заявление Саргсяна на переговоры по парафированию Соглашения об ассоциации. «В настоящее время мы уточняем, связываемся с нашими коллегами, чтобы объяснить им о его возможных последствиях на наше сотрудничество», – заявил он, сообщает газета «Айкакан жаманак», передаёт ИА Regnum.
Глава МИДа Литвы (председательствующей в настоящее время в Евросоюзе) Линас Линкявичюс заявил по этому поводу: «Значит, они не подпишут договор о свободной торговле с ЕС, если таким будет их выбор, – цитирует его 15min.lt. – Мы уважаем любой выбор страны, но страны не могут подписать два договора с разными тарифными требованиями».
Тему также прокомментировал глава МИДа Швеции Карл Бильдт. «Похоже, Армения решила выйти из переговоров о свободной торговле с ЕС и вместо этого сблизиться с Россией», – написал он в своем твиттере. В другом посте он с явной досадой отметил, что республика потратила несколько лет на подготовку к соглашению об ассоциации с ЕС, «а теперь отдала предпочтение Кремлю».
В свою очередь, руководитель аппарата президента республики Виген Саркисян в интервью армянской службе радиостанции «Свобода» пояснил, что на предстоящем в ноябре в Вильнюсе (Литва) саммите «Восточного партнёрства» Европейского союза Армения собирается подписать политический раздел соглашения об ассоциации с ЕС без экономической составляющей. «Решение о вступлении Армении в Таможенный союз отнюдь не означает прекращения или приостановки нашего политического диалога с ЕС», – указал президент Армении Серж Саркисян, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.
«Конечно, известны мнение и подход, что членство в Таможенном союзе может стать препятствием для соглашения о формировании зоны свободной и всеобъемлющей свободной торговли с ЕС», – признал Саркисян.
«Позиция Армении известна: мы всегда считали, что нужно попытаться совместить эти положения, – констатировал Саркисян. – В случае, если это будет невозможным, мы берём из этого соглашения то самое главное, что было на европейском направлении». «Это наш политический диалог, взаимодействие систем ценностей, которое позволит модернизировать страну», – указал он.
http://file-rf.ru/news
/15604
А Брюсселю держать штаны
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 275
Рейтинг поста: