Гость программы - Борис Вадимович Межуев, главный редактор портала "Терра Америка" (Terra America).

Ведущий - Максим Григорьев, член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии. 


Совместный проект радиостанции "Голос России" и Фонда исследования проблем демократии


Григорьев: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У нас в гостях Борис Вадимович Межуев - главный редактор портала "Терра Америка". Насколько я знаю, ваш портал является серьезной экспертной структурой, где вы обсуждаете и внутренние аспекты политики в Америке, и внешние.

Конечно, сейчас основной вопрос связан с Ближним Востоком, с Сирией. Что, на ваш взгляд, происходит сейчас внутри Америки, как идет дискуссия по сирийскому вопросу?

Межуев: Дискуссии по сирийскому вопросу носят довольно сложный характер. Начнем с того, что предполагаемая, обсуждаемая военная акция против Сирии не имеет большой поддержки в американском обществе.

Все опросы показывают, что никто этого не одобряет, и никакого сочувствия внутри американского общества не вызывает. Я очень сомневаюсь, что она получит серьезную поддержку в палате представителей, хотя это и неточно.


Григорьев: Вы можете привести точные данные американских опросов?

Межуев: 27 августа я читал, что примерно 70 процентов американцев выступают против, не понимают, зачем это нужно, не хотят ввязывания Америки в конфликт.


Григорьев: И вообще плохо понимают, где находится Сирия и что это за страна.

Межуев: Может быть, это они уже поняли, но не понимают, зачем ввязываться. Кроме того, видно довольно много сливов в печать о том, что нет никакой ясной, четкой, понятной стратегии ведения этой войны. Во всяком случае, так говорит (и мы склонны в это верить) председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси. Это высшее экспертное военное ведомство США, они не отдают приказы.


Тем не менее Мартин Демпси даже опубликовал несколько писем какому-то конгрессмену и в том числе ответил Джону Керри, что он не знает, как Америка собирается вести эту войну и, главным образом, как дипломаты собираются потом расхлебывать ее последствия.

Хотя министр обороны США Чак Хейгел заявил в Индонезии, что Пентагон готов выполнить приказ президента, если он последует. Но одновременно он сказал о том, что считает необходимым какое-то международное объединение для подобной акции.


Ясно, что это заявление было сделано для оттягивания решения. Ясно, что у властей США нет поддержки ни среди военных, ни среди людей, которые непосредственно отвечают за военное обеспечение этой акции в случае, если она произойдет.

Но политическая элита гораздо более сходится во мнении (особенно элита, которая в той или иной степени поддерживает президента Обаму), что у президента нет пространства для маневра, он вынужден совершать какие-то действия. А поскольку слово "какие-то" означает, скорее всего, "военные", то Обама вынужден начать войну и наносить удары.

Это довольно консенсусная точка зрения среди внешнеполитического истеблишмента, экспертов, политиков, которые обсуждают это. Притом это говорят довольно не агрессивные люди, не "ястребы". Хотя как раз "ястребы", в частности сенатор от штата Аризона Джон Маккейн, всегда выступают за интервенцию. Собственно, от него ничего другого и не ждут.


Однако в данном случае за войну высказываются и люди, не склонные к особым агрессивным действиям ради них самих. Например, глава очень влиятельного Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Ричард Хаас на днях выступил со статьей, что не остается ничего другого кроме военного вмешательства…

Полная версия программы доступна в аудиоформате.