Президент России прибыл в Баку в сопровождении боевых кораблей
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Связать морским узлом
Еще неделю назад этот визит считали вероятным, но не решались точно назвать его возможную дату. Предполагалось, что личные отношения Путина и Алиева непременно позовут российского президента в дорогу, чтобы даже не поддержать, а выразить уважение коллеге, вступившему в период избирательной кампании. Не то чтобы он в этом чрезвычайно нуждался, но так принято между добрыми партнерами.
Тем не менее, известие о том, что Путин едет, в какой-то степени стало неожиданным. Возможно потому и решили не откладывать встречу в долгий ящик, чтобы освободить ее от предвыборного контекста. Хотели бы показательно вписаться в него - устроили бы свидание поближе к 9 октября.
Хотя сам факт того, что российский лидер прибыл в Баку за два месяца до голосования, уже свидетельствует о том, что он не сомневается в его исходе. За несколько дней, что предшествовали рандеву, оно успело обрасти слухами и вариантами. Говорили о возможных сенсациях в карабахском урегулировании. Предполагали некий углеводородный прорыв. Допускали даже, что Путин причалит к Баку на суперсовременном ракетном катере "Дагестан" в сопровождении малого артиллерийского корабля "Волгодонск".
Боевые единицы Каспийской флотилии в рамках сбора-похода на самом деле бросили здесь якорь в понедельник. Но российского лидера на их борту не оказалось. Он не стал эпатировать публику - прибыл не морем, но для того, чтобы связать отношения морским узлом.
О конкретике, впрочем, еще накануне не было известно ничего. Помощник президента Юрий Ушаков говорил о пяти-шести соглашениях и предлагал судить о повестке по компании, в которой Владимир Путин отправился в Баку. Министры иностранных дел, обороны, энергетики, транспорта, экономики; руководители "Роснефти" и "Лукойла", глава переговорщиков по разграничению Каспийского моря.
Состав делегации - как олицетворение широты и размаха взаимоотношений. Их, может быть, и не назовешь идеальными. Но по ним и не скажешь, что одна страна входит в военный союз с вероятным противником другой страны. Друг моего врага - мой враг - это совсем не про этих соседей по Каспию.
Россия против Азербайджана ничего не имеет и доказывает это отнюдь не только заявлениями и дипломатией, но и поставками вооружения тоже. Таким образом, уверяют военные специалисты, поддерживается баланс сил в регионе. Но так еще и демонстрируется уверенность в адекватности и порядочности партнера, которому дают в руки оружие, точно зная, что оно не выстрелит.
Конечно, есть Карабах, неразделенным остается Каспий, всегда будет Армения. Была еще и не очень красивая история с Габалинской РЛС - Баку тогда загнал такую цену, что Москва была вынуждена отказаться от этой станции. Но все это ничуть не влияет на руководящие настроения. Они не могут быть иными, поскольку в противном случае их бы не поняли ни в России, ни в Азербайджане.
Зато все понимают, пусть и каждый по-своему, почему Путин в гостях у Алиева. Потому что между партнерами поддержка - это обычное дело. К тому же российскому лидеру есть что рассказать коллеге. Он точно знает, как это - быть трехкратным президентом.
Продолжит президент российского Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
Шейнкман: Учитывая, что в отношениях между Москвой и Баку все вроде бы штатно, этот визит Владимира Путина связали с предвыборной кампанией в Азербайджане. А насколько это справедливо? Каковы цели?
Крылов: Я бы не стал сводить цель визита только к поддержке действующего президента Азербайджана Ильхама Алиева. Слишком много важных проблем, которые требуют обсуждения и выработки скоординированных позиций.
Прежде всего - статус Каспия. Москву очень беспокоит то, что западные державы активно проводят политику на то, чтобы был построен Транскаспийский газопровод из Туркмении в Азербайджан, тем самым существующие договоренности между каспийскими странами были нарушены, фактически была подорвана вся система договорных отношений по Каспию.
Вторая проблема - Карабах. Здесь тоже ведется интенсивный диалог. Интересные экономические, в том числе и военно-технические, перспективы, учитывая недавнюю сделку о поставке российского вооружения в Азербайджан на 1 миллиард долларов.
Проблема Южного Азербайджана беспокоит Москву, потому что Азербайджан может оказаться в конфронтации США и Евросоюза с Ираном. Если эта конфронтация будет иметь место, то ничего хорошего ни для России, ни для Азербайджана не будет. Но вроде бы с новым правительством ситуация несколько стабилизировалась.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А не хапать в одно горло, как это делают колониалисты запада!