"Голос России" обратился за комментариями по балканской проблематике к директору Четвертого Европейского департамента Министерства иностранных дел России Андрею Маслову
- Добрый день. Прежде всего разрешите вас от лица нашей аудитории поблагодарить за внимание к ее интересам и заверить, что как компания "Голос России", так и наши многочисленные слушатели и читатели исключительно высоко ценят ваше столь доброе к нам отношение. Позвольте задать вам несколько вопросов, которые интересуют нашу аудиторию. Сербский народ делает все возможное, чтобы сохранить Косово и Метохию, несмотря на намерение западных государств выделить эти территории из состава Сербии и сформировать второе албанское государство. Какова позиция России по данной проблеме?
- Позиция России по косовскому урегулированию остается неизменной. Твердо и последовательно мы опираемся на основополагающие принципы международного права, уважение суверенитета и территориальной целостности государств в их международно признанных границах. Приверженность Москвы и Белграда этим принципам подчеркивается и в подписанной президентами России и Сербии 24 мая этого года декларации о стратегическом партнерстве.
Опыт мировой, а тем более балканской истории последних десятилетий свидетельствует об опасности попыток в одностороннем порядке изменить межгосударственные границы. Ключевым международно-правовым документом в косовском урегулировании является резолюция Совета Безопасности ООН 1244. Россия последовательно поддерживает дружественную Сербию в вопросе о сохранении ее территориальной целостности. Сходные позиции занимают многие государства, включая некоторых членов Евросоюза и НАТО. Исходим из того, что лучше всего собственные национальные интересы определят сами сербы. При посредничестве Евросоюза Белград ведет с Приштиной переговоры на политическом уровне по урегулированию косовской проблемы, для нас будет приемлемо любое решение, которое они между собой согласуют.
- Россия и Русская православная церковь не признают независимость Косово и Метохии. В ходе первого официального визита в Россию глава Сербской православной церкви Патриарх Ириней попросил у Московской патриархии помощи в сохранении православия на этой территории. Считаете ли вы, что участие Московской патриархии в косовском вопросе действительно может быть весомым?
- Трудно переоценить вклад Русской православной церкви и Сербской православной церкви в дело укрепления многовековых уз, связывающих наши страны. Понятно, что в трудную годину, которую переживает сербское православие в крае Косово и Метохия, Русская православная церковь не может оставаться равнодушной к страданиям единоверцев в Сербии. О том, как именно Московской патриархии взаимодействовать с сербским православием, в том числе Косово и Метохии, лучше всего договориться с самим представителем церквей-сестер.
- Проблема Косово - не только уничтожение сербских православных святынь, в том числе культурного наследия ЮНЕСКО, это также террористические группы албанских сепаратистов и незаконный оборот оружия и наркотрафик, кстати, об этом часто пишет "Голос России". Есть ли у США, ЕС и РФ "дорожная карта" для выхода из косовского тупика, возможно ли добиться такого выхода в обозримом будущем?
- Действительно происходящее в контролируемой Приштиной части края - от разрушения культурного наследия всего человечества, а не только православных верующих до откровенной уголовщины международного масштаба - несет прямую угрозу сопредельным странам, всей Европе. Например, выходцы из Косово появились в рядах непримиримой оппозиции в Сирии. В противодействии подобным проявлениям должны быть заинтересованы все серьезные игроки на международной арене. Разумеется, мы выступаем именно за такой слаженный подход России, Евросоюза и США, проводим регулярные консультации по балканской тематике с коллегами из западных внешнеполитических ведомств.
Что касается "дорожной карты", как я уже говорил, правительство Сербии и власти Приштины выбрали переговорный путь при содействии Евросоюза, как это сформулировано в известной резолюции Генассамблеи ООН от сентября 2010 года. В конце концов, Косово юридически является частью сербской территории, и правительство Сербии вправе само решать, как ему действовать.
- Какова роль западных СМИ в поиске решений проблем Косово? Известно, что обработка общественного мнения в Европе и США, обвинение Сербии во всех грехах накануне атаки НАТО на Белград были абсолютно беспрецедентны. Как необходимо бороться за влияние на мировое общественное мнение России и Сербии?
- Ответственность средств массовой информации в таких чувствительных вопросах, как горячие точки, межнациональная напряженность, безусловно, чрезвычайно велика. Недопустима подмена объективной картины происходящего схемой, в которой целые страны и народы заведомо делятся на плохие и хорошие. Примером взвешенного подхода к освещаемым темам являются такие СМИ, как, скажем, "Голос России" и быстро набирающий популярность у международной аудитории телеканал RT.
- Председатель "Голоса России" Андрей Быстрицкий некоторое время назад предложил создать общий балканский интернет-портал для изложения мнения политиков и экспертов по проблематике этого непростого региона. По вашему мнению, чем будет полезна такая площадка?
- Прежде всего тем, что позволит направить порой перехлестывающие на Балканах страсти в русло более спокойное, взаимоуважительное и, конечно, экспертных обсуждений. Надеюсь, у вас получится привлечь к анализу региональных проблем специалистов, готовых поделиться профессиональным взглядом на балканские дела.
- Если позволите, последний вопрос. Как стало известно "Голосу России" буквально на днях, очень непростая ситуация для СМИ складывается в Румынии, в частности в отношении телевизионного канала "Антенна-3", который находится в конфликте с официальными властями Бухареста. МИД России располагает какой-либо информацией по данной проблеме?
- Нет, такой информацией мы на настоящий момент не располагаем и из нашего посольства в Бухаресте тоже информацию на этот счет не получали. Если такая информация к нам поступит, мы, разумеется, ее проанализируем. Хотя из того, что вы сказали, в вашем вопросе видно, что проблема носит чисто внутренний румынский, внутриполитический характер.