В 2002 году стало известно, что на базе США в Гуантанамо среди пленных талибов содержатся восемь россиян. В 2004 году семеро были депортированы на родину. Восьмой, Равиль Мингазов, отказался возвращаться по состоянию здоровья и до сих пор остается в Гуантанамо, однако ему по-прежнему не предъявили официальных обвинений. На протяжении всех десяти лет, прошедших с момента ареста, Москва пытается получить доступ к заключенному.
Американская сторона поясняет, что Мингазов через своего адвоката отказался встречаться с какой-либо российской делегацией. Однако, как рассказал журналистам сам адвокат заключенного, его подзащитный вовсе не возражает против встречи с чиновниками из Москвы. По словам правозащитника, Мингазов настаивал на том, чтобы эта встреча состоялась в присутствии адвокатов, и Москва с этим условием согласилась.
«Но США сказали, что это невозможно, и тогда мой подзащитный действительно отказался от встречи,— пояснил адвокат.— К сожалению, мы не могли оспорить это решение, так как речь идет не о проведении следственных действий, а о консульском визите, и здесь последнее слово остается за Госдепартаментом».
Российскую делегацию должен был возглавить уполномоченный МИД РФ по правам человека Константин Долгов. «Нам важно оценить общую ситуацию и степень нарушений прав человека — а мы знаем, что они в этой тюрьме нарушались и нарушаются. Там уже несколько месяцев идет голодовка, наблюдается правовой вакуум — речь идет о целом клубке серьезных правочеловеческих проблем», - цитирует дипломата «Коммерсантъ».