Президент назвал причины постоянного срыва сроков сдачи кораблей ВМФ
Владимир Путин потребовал упорядочить график передачи ВМФ новейших кораблей, а также ускорить подготовку береговой инфраструктуры для их полноценного обслуживания. Эксперты считают, что виноваты в срыве графика предприятия ОПК, а также бывший министр обороны Анатолий Сердюков.
Выступая в понедельник на совещании в Ново-Огарево по проблемам ВМФ, президент Владимир Путин назвал причины постоянного срыва сроков поставок новых кораблей и вооружений на флот. Напомним, накануне Путин осмотрел базу Черноморского флота России в Севастополе.
«Причины здесь разные. Но основные – это неэффективность взаимодействия между государственным заказчиком и организациями ОПК, сбои поставок комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствие должной кооперации между производственными и проектными организациями, а также низкое качество поставляемой техники», – цитирует Путина РИА «Новости».
Как сообщила газета ВЗГЛЯД, президент привел в пример, что за период строительства серийного корабля одного из проектов было 132 случая отказа техники, и «это никуда не годится», и он ждет «от представителей промышленности, заинтересованных министерств и ведомств конкретных предложений, как улучшить ситуацию». После совещания вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что президент дал всего полгода на решение проблем между военными и промышленностью.
Принципы формирования гособоронзаказа будут пересмотрены, будущее –за едиными контрактами, объединяющими и оружие, и электронику, и силовые агрегаты, сообщил также Рогозин.
«Особую тревогу вызывают старые методы при постройке кораблей, когда одни контракты распространялись на постройку судов, а другие – навооружение к ним. Теперь это будет все пересмотрено. Будут подготовлены единые контракты, которые будут возлагать особую ответственность на головного исполнителя за то, чтобы все было готово вовремя – и оружие, и электроника, и силовые агрегаты», – сообщил Рогозин.
650 звеньев в «цепочке»
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко назвал полугодовой срок «очень жестким». «Противоречия накапливались годами. Но при наличии политической воли и соответствующего контроля срок может быть реальным», – отметил эксперт.
По словам Коротченко, в опозданиях в первую очередь виновата оборонка. «На подводную лодку класса «Борей» работают 650 подрядчиков, которые так или иначе участвуют в поставке комплектующих. Срыв кем-то сроков влечет за собой срыв по всей цепочке и приводит к задержке передачи флоту боевых единиц. Поэтому главная проблема – неритмичность работы промышленности», – сказал Коротченко газете ВЗГЛЯД.
Эксперт отметил, что после создания Объединенной судостроительной корпорации было многое сделано, чтобы «сроки были плановыми», но «предшествующие 20 лет, когда финансирование шло плохо, сказываются». Еще он указал в качестве причины«бодания» между ОПК и адмиралами во времена, когда Минобороны возглавлял Анатолий Сердюков.
«Нынешний министр Сергей Шойгу настроен исключительно конструктивно на взаимодействие с промышленностью», – считает Коротченко, отметив, что своим заместителем по вооружениям Шойгу назначил Юрия Борисова, который раньше возглавлял Военно-промышленную комиссию, «который в теме и имеет связи в промышленности».
Впрочем, на совещании у президента звучали и оптимистичные нотки. Путин сообщил, что уже свыше 85% государственного оборонного заказа (ГОЗ) на этот год размещено и законтрактовано. «В целом это неплохо. Контракты заключены», – сказал он.
Напомним, в 2010–11 годах заключение контрактов сопровождалось скандалами. В Минобороны ссорилось с ОПК, поскольку в ряде случаев цены казались ведомству завышенными. Самые спорные контракты (в частности на атомные подлодки с Объединенной судостроительной корпорацией) подписывались в ноябре 2011 года в присутствии Путина, который тогда занимал пост премьер-министра. Проблемы по срокам исполнения гособоронзаказа наблюдались и в начале прошлого года.
Горизонт догонит корабли
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) завершает работу над стратегией своего развития, которая будет рассчитана на ближайшие 30 лет, заявил также Рогозин.
«Необходимо расширить горизонт планирования всего судостроения. Сейчас такие планы рассчитаны на 10 лет. Подход кардинально изменится. Новая стратегия будет рассчитана на 30 лет вперед», – сказал Рогозин. По его словам, «до конца сентября ОСК закончит работу над своей стратегией».
Как пояснил Рогозин, увеличение «горизонта планирования» до 30 лет, то есть примерно к сроку жизни боевого корабля, «позволит и деньги сэкономить для страны, для социально-экономических программ, быть более рачительным для оборонного бюджета, а с другой стороны – создать флот, который не позволит какому-либо противнику даже подумать о возможной агрессии против нашей страны, используя морские рубежи».
Рогозин отметил, что на совещании состоялся очень важный диалог между промышленностью и военным ведомством.
Адмиралы в роли «случайных покупателей»
По его словам, раньше адмиралтейство, в целом Министерство обороны выступали в качестве такого случайного покупателя, а промышленность в меньшей мере была нацелена на обеспечение высокого качества, а старалась лишь побыстрее «отделаться от заказа». «Сейчас ситуация резко поменялась. Диалог восстановлен между заказчиком и промышленностью», – сказал Рогозин.
Он отметил, что новая стратегия развития ОСК должна включать многие важные вопросы: индикаторы повышения производительности труда, специализацию судостроительных верфей и судоремонтных заводов, объединение конструкторского потенциала.
Рогозин не исключил также дальнейшее расширение корпорации за счет включения в ее состав предприятий, крайне важных для судостроения. В частности, разработчиков акустических систем, подводного оружия.
Договориться на берегу
Президент на совещании также потребовал еще в этом году сдать ракетоносцы «Александр Невский», «Владимир Мономах» и головной атомный подводный крейсер «Северодвинск».
«Все это техника нового поколения, и для того, чтобы она могла эффективно функционировать, нужно развивать и модернизировать соответствующую береговую инфраструктуру», – продолжил он. Путин попросил доложить, как идет работа. «Где хотя бы планы капитального строительства, что-то их пока не видно», – добавил президент.
Бывший подводник, капитан III ранга запаса Андрей Михайлов, живущий в Северодвинске, предполагает, что корабелы уложатся в этот срок. Он напомнил, что «Северодвинск» уже практически готов к сдаче, «и сейчас идут последние этапы ходовых испытаний». «Александр Невский» был спущен на воду в 2011 году и прошел весь комплекс ходовых и швартовых испытаний. Швартовые испытания касаются проверки техники у пирса, а ходовые – в море. «Эту лодку могли сдать еще в минувшем году. Тут все зависело от ракеты «Булава». Но ее тоже приняли на вооружение, поэтому сомнений нет», – сказал Михайлов газете ВЗГЛЯД, выразив уверенность, что и «Владимир Мономах» тоже будет сдан до конца года.
По его словам, лодки были готовы в прошлом году, «но их прием флоту не форсировали, как в советские времена, когда в один год по шесть лодок сдавали, а ждали команды по ракете «Булава».
Коротченко пояснил также, почему Путин потребовал ускорить работы на берегу, чтобы создать соответствующую новым ракетоносцам инфраструктуру базирования. «Мы не должны попасть в ситуацию, в которой находился советский флот. Тогда лодки и корабли были вынуждены стоять у пирса в море и вырабатывать свой ресурс. Поэтому все системы жизнеобеспечения – подвод воды и тепла с берега – должны быть сделаны. В противном случае будет преступно передавать армии и флоту новую технику», – считает Коротченко. Источник: Взгляд.
Рейтинг публикации:
|