Румынизация Молдавии: к подписанию договора о военном сотрудничестве
|
Иван Лизан |
Обозреватель проекта "Однако. Евразия". Родился за пол года до провозглашения Украиной независимости. А 24 августа 1991 г. остался без Родины. Одессит. Юрист. Сфера интересов: история, геополитика, экономика, право, философия, украинская и мировая политика, информационные и политические технологии. Блог на сайте Revizor.
"Украина неизбежно станет частью Евразийского Союза. Вопрос лишь в том, когда и как это произойдет" |
В последние годы сотрудничество Молдавии и Румынии выходит на качественно новый уровень, а количество подписанных двусторонних соглашений растёт.
Если в прошлом году были заключены восемь договоров, регламентирующих различные аспекты — от взаимопомощи при чрезвычайных ситуациях до туризма, то в 2013 году Кишинёв вновь порадовал Бухарест своей мягкостью и уступчивостью.
В конце мая был положен старт объединению газотранспортных систем Молдавии и Румынии, а начало лета демонстрирует, что темпы слияния решили не замедлять. Уже поставлены подписи под Договором о военном сотрудничестве, чем фактически начато объединение вооружённых сил двух стран.
Румыно-молдавское военное сотрудничество при неурегулированной государственной границе
Военный договор подписали глава минобороны Молдавии Виталий Маринуца и его румынский коллега Габриел Опря.
По окончании торжественной процедуры молдавский министр заметил: «Хочу сказать, что вместе с подписанием обновлённого договора между правительствами двух стран появляются и новые возможности межгосударственного сотрудничества. Соглашение — это закономерное продолжение документа, подписанного в 1992 году по военному сотрудничеству, обновлённого в условиях геополитических и региональных изменений, произошедших за 20 лет, включая членство Румынии в НАТО и ЕС».
Румынский коллега Габриел Опря приветствовал решение молдавских элит и заявил о готовности Румынии помочь Молдавии в вопросе проведения экспертизы по пунктам плана действий Молдавия — НАТО.
27 июня молдавский парламент проголосовал в первом чтении за ратификацию договора между Молдавией и Румынией о сотрудничестве в военной области.
Уже на следующий день данное соглашение было ратифицировано молдавским парламентом во втором чтении.
Принятие в двух чтениях законопроекта о ратификации договора о сотрудничестве в военной сфере состоялось, несмотря на резкую критику депутатов от Коммунистической партии Молдавии. По словам депутата-коммуниста Григория Петренко, «это соглашение дестабилизирует ситуацию на Днестре и представляет собой не обычный рамочный договор, а шаг к подготовке правовой базы для нахождения военных подразделений другого государства на территории Молдавии».
Также 27 июня в первом чтении был принят законопроект о ратификации Договора о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи в пограничных вопросах между Румынией и Молдавией, к которому у экспертов сразу же возникли вопросы.
Примечательно, но между Молдавией и Румынией до сих пор не заключён базовый договор о границе, а в ратифицированном соглашении о режиме отсутствуют ссылки на Парижский мирный договор 1947 года, установивший послевоенные границы Румынии.
Фактически румынской стороной блокируется принятие базового договора о государственной границе и её четкое юридическое оформление, ведь в соответствии с проводимой Бухарестом политикой Молдавии и молдаван не существует, а потому и нужды в каких-либо пограничных соглашениях нет.
Однако наибольший интерес представляют положения военного договора между Молдавией и Румынией.
Отказ Кишинёва от командования своими вооружёнными силами в пользу Бухареста
В преамбуле к соглашению указывается, что у республик есть «общий интерес в сферах стабильности и региональной безопасности», а также «общие интересы в области оборонной политики».
Следует напомнить, что Румыния с 2004 года является членом НАТО, а Молдавия имеет статус нейтрального государства, закреплённый в 11-й статье Конституции. При такой постановке вопроса какими могут быть общие интересы — непонятно.
Единственный враг Кишинёва в регионе — Приднестровье и группа российских миротворцев в непризнанной республике.
Предусматривается «организация совместного командования на оперативном и территориальном уровне и соответствующая работа генеральных штабов», что де-факто означает подчинение молдавских вооружённых сил румынскому генштабу, а через него командованию НАТО.
Анонсировано создание неких «совместных структур» с непонятной компетенцией. Под контроль Румынии переходит воздушное пространство Молдавии. Румынские военные будут получать документацию, вероятно, ограниченным доступом, от министерства обороны Молдавии.
На время проведения военных учений планируется «картографическое обеспечение зоны, в которой происходит военное учение» а также «обмен военным персоналом вооружённых сил обеих сторон», что теоретически даёт возможность войскам НАТО оказаться с подробными картами местности вблизи Днестра, в непосредственной близости к границам Приднестровской Молдавской Республики.
Таким образом, Молдавия теряет контроль над своими вооружёнными силами, фактически передавая их в распоряжение румынского генерального штаба.
Де-юре происходит поглощение Румынией молдавских вооружённых сил.
Вступление в силу военного договора существенно нарушает военный баланс в регионе, ослабляя Приднестровье путём юридического оформления румыно-молдавского военного альянса. В данной ситуации Украина вместо содействия сторонам в урегулировании конфликта принимает сторону Молдавии, блокируя российский миротворческий контингент в Приднестровье.
Блокирование миротворцев в Приднестровье и румынские учения
В мае этого года на заседании круглого стола в Госдуме РФ помощник министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Валерий Евневич заявил: «В последнее время ни один вопрос по перемещению наших грузов через территорию Украины не решается. Никакой пролёт через воздушное пространство Украины нам не разрешается».
По его словам, «представители Украины кивают на молдавскую сторону, а представители Молдавии — на Украину. Никаких доводов нам не высказывается. В результате блокировано вещевое и продовольственное снабжение, которое влияет на повседневную деятельность наших подразделений».
А пока российский миротворческий контингент в Приднестровье заблокирован, Румыния уже успела с позволения Кишинёва воспользоваться возможностями ещё не вступившего в силу военного договора. С 1 по 4 июля в Молдавии на полигоне Бульбока, в непосредственной близости от Зоны безопасности и приднестровского города Бендеры, проходили совместные румыно-молдавские миротворческие учения «Щит мира 2013».
Согласно сценарию учений, стороны отрабатывали «проведение миротворческих миссий в составе многонационального подразделения».
Получается, что Румынией и Молдавией при поддержке Запада оказывается давление на Украину с целью ослабления контингента миротворцев в Приднестровье и препятствования его перевооружению и снабжению.
И если позиция Румынии и Молдовы понятна — ведь Кишинёв, которым фактически управляют румыноунионисты, пытается захватить утраченное Приднестровье, то проводимая Киевом политика угрожает не только региональной безопасности, но и территориальной целостности Украины.
Поход на Приднестровье и Украину — следующий интеграционный шаг Бухареста
Навязанные Кишинёву Бухарестом соглашения о сотрудничестве в пограничной и военной сферах, а также предшествующее им слияние газотранспортных систем являются несомненными успехами румынской дипломатии.
Отказывая молдаванам в признании их национальной идентичности, записывая их в «румын отовсюду», а главное, не признавая современных границ Румынии и Молдовы, Бухарест последовательно проводит политику по реанимации проекта «Великая Румыния».
Теперь же румыно-молдавская интеграция переходит на новый уровень — объединение вооружённых сил. Фактически Республика Молдова отказалась от национальных вооружённых сил, подчинив их Бухаресту. В совокупности с выдавливанием миротворцев из Приднестровья эти действия грозят полным подрывом всей системы сдержек и противовесов в регионе.
Первой жертвой усиления румыно-молдавского альянса может стать Приднестровье, а за ним последует черёд Украины. На юге Украины уже создана румынская пятая колонна; регион фактически демилитаризован и находится в сфере румынских интересов.
Мало того, Бухарестом через суд ООН уже отчуждена часть территории Украины, что только подогревает аппетиты Румынии. Киев же, увлёкшись своей русофобской политикой, является прямым соучастником нарушения баланса сил в регионе.
А пока гарантами безопасности Приднестровья и неприкосновенности южных границ Украины являются российский миротворческий контингент и Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|