Рабочая встреча с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым
Игорь Артемьев информировал Владимира Путина о совместной работе Федеральной антимонопольной службы и Организации экономического сотрудничества и развития по приведению внутрироссийских стандартов в области защиты конкуренции в соответствие с международными требованиями, а также о текущей деятельности ведомства.
* * *
В.ПУТИН: Игорь Юрьевич, Вы знаете, что мы по линии различных организаций, международных в том числе, с Организацией экономического сотрудничества и развития работаем по сближению наших стандартов с международными. Знаю, что Вы тоже в этом направлении трудитесь с ОЭСР, и там есть уже положительные показатели. На этот счёт предлагаю поговорить и потом, конечно, о текущей работе ведомства.
И.АРТЕМЬЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович, на прошлой неделе комитет по конкуренции Организации стран экономического сотрудничества принял, на наш взгляд, очень важное решение.
Мы в течение трёх лет проводили эту работу по Вашему поручению, по решению Правительства. Комитет решил, что Россия в целом полностью соответствует требованиям и стандартам ОЭСР в области защиты конкуренции, и признал, что наше законодательство гармонизированное, что мы имеем развитое правоприменение, и выдало нам соответствующие рекомендации. Таким образом, эта трёхлетняя работа по нашей линии по вступлению России в ОЭСР завершена.
Рекомендации, которые нам выданы, не страшны для нас, потому что речь идёт об улучшении качества экономического анализа (мы сами этим занимаемся), об улучшении программы гармонизации, связанной с применением Уголовного кодекса, – сейчас такие поправки уже одобрены Правительством Российской Федерации и находятся в Государственной Думе. В принципе, мы в целом удовлетворены этой работой, она получила, на мой взгляд, достойное завершение.
Параллельно на прошлой неделе мы получили так называемый мировой рейтинг антимонопольных органов. Должен сказать, что он проводится каждый год в рамках международной конкурентной сети, семь лет мы в нём участвуем.
В этот рейтинг допускаются только страны, которые имеют гармонизированное законодательство, и Россия, приняв соответствующие поправки в последние семь лет, конечно, давно туда попала.
Мы подтвердили своё место, мы в двадцатке, открываем вместе с такими станами, как Италия, Нидерланды, Австрия, группу, которая имеет оценку «хорошо», и в целом эта группа нас удовлетворяет на сегодняшний день.
Две важнейшие организации, которые являются законодателями мод в нашей международной сфере – ОЭСР и Международная конкурентная сеть, – дали примерно одинаковые оценки Российской Федерации в этом отношении по тому, что сделано и что предстоит сделать.
Естественно, мы сейчас сделаем план мероприятий, доложим подробно Вам, Правительству Российской Федерации о том, что надо сделать. Но ещё раз хочу подчеркнуть, что мы и сами собирались это сделать, это совершенно нормальная практика.
Что касается нашей текущей работы, то прежде всего мы, конечно, активизировались в последние годы в своих взаимоотношениях вместе с полицейскими структурами по расследованию картелей. По-прежнему считаем, что это очень большое зло в нашей экономике, да и не только в нашей, во всех странах.
Например, Европейский союз уделяет этому первостатейное внимание. Было возбуждено 11 уголовных дел на эту тему полицейскими структурами, органами следствия. Сферы самые разнообразные: информация, рыбный промысел, различные дела, связанные с высокими технологиями.
Всё это, к сожалению, у нас сегодня этим засорено. Сейчас, когда вышла амнистия, эти дела будут подпадать под эту амнистию. Значит, мы можем считать, что эти дела, большая часть из них будет завершена в соответствии с амнистией.
Но это получилось как бы последнее предупреждение от российского Правительства, которое адресовано всем тем, кто сегодня сговаривается на торгах, кто сегодня сговаривается по ценам и, по сути, находится в заговоре против потребителей в России, против российских граждан.
Эта тема в ближайшие годы, видимо, должна стать основной. Мы сегодня не только имеем специальные подразделения, которые этим занимаются, не только имеем подписанное соглашение со Следственным комитетом, с МВД, работаем с Генеральной прокуратурой.
К сожалению, здесь, поскольку это разновидность мошенничества, без уголовных дел вряд ли мы можем решить эту проблему в стране, хотя они и не должны иметь массового применения. Это должны быть такие случаи, когда государство, общество и граждане тем самым консолидированно покажут, что такая практика осуждается и что этого делать в Российской Федерации нельзя, недопустимо, и мы надеемся достигнуть этого результата.
Что касается других тем – злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция, – то в этом смысле очень важным является создание наднационального органа в рамках Таможенного союза. Все документы мы активно готовим вместе: работаем с Таможенным союзом, с органами управления вместе с белорусами и казахами. Там есть очень серьёзные продвижения и по анализу рынков, и скоро этот орган заработает, мы всячески готовы ему помогать.
Мне кажется, это тоже будет новое качество, потому что мы в своих расследованиях всё время упирались в границу Российской Федерации, а трансграничные правонарушения – те же картели, недобросовестная конкуренция, примитивное злоупотребление доминирующим положением – мы не могли расследовать, равно как белорусские и казахстанские коллеги.
Теперь эти трансграничные нарушения оказываются в поле нашего зрения и зрения наднационального органа, что будет способствовать единому экономическому пространству и улучшению экономических показателей, на наш взгляд.
Встреча с председателем Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым
Обсуждались вопросы подготовки к саммиту «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге, а также участие Внешэкономбанка в реализации ряда долгосрочных инфраструктурных проектов.
* * *
В.ПУТИН: Владимир Александрович, я знаю, что Вы в плане подготовки встречи двадцати ведущих экономик мира проводите со своими коллегами рабочую встречу институтов развития «двадцатки». Какие задачи Вы перед собой там ставите и что могли бы предложить нам на встрече в сентябре? Первое.
И второе. Мы говорили о возможности привлечения Внешэкономбанка для работы над инфраструктурными проектами, в том числе [которые] мы планируем финансировать из Резервного фонда.
В.ДМИТРИЕВ: Да, действительно, Владимир Владимирович, мы выступили с инициативой (в прошлом году в преддверии того, как Россия стала председателем «двадцатки») проведения накануне саммита «двадцатки» встречи руководителей ведущих национальных и международных институтов развития в Москве.
Эта встреча совпадёт со встречей министров финансов и руководителей центральных банков. Она будет проходить 17–18 июля в Москве. И, как я уже сказал, ключевые институты развития будут представлены на самом высоком уровне: это Германия, это Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, главы финансовых институтов развития стран БРИКС, практически все континенты будут представлены. И главный девиз нашей встречи – это долгосрочные инвестиции как залог устойчивого развития.
Всё дело в том, что в последнее время не только для нас, но и для других стран, и прежде всего для институтов развития, актуальной стала задача поиска надёжных долгосрочных инвестиционных проектов. Причём речь уже идёт не просто о национальных проектах, но и проектах, которые имеют трансграничную значимость.
Поэтому мы, я думаю, выйдем на подписание коммюнике, которое будет представлено саммиту глав государств «двадцатки» осенью этого года, в котором будет отражена наша заинтересованность в совместном финансировании инфраструктурных проектов.
«Вкладывать в инфраструктуру такой страны, как Россия, – это надёжные вложения. Это не быстрые деньги, но они долгосрочные. В них можно не просто хранить деньги, но и получать прибыль».
Причём я ещё раз подчёркиваю, что речь идёт не только о том, что, к примеру, финансовые институты Западной Европы готовы финансировать региональные проекты, но они также уже готовы рассматривать проекты в России, с тем чтобы пошли долгосрочные инвестиции в интересах устойчивого развития.
В этом смысле, конечно, эта тема перекликается с Вашим вторым вопросом, связанным с готовностью и, самое главное, наличием инструментария у Внешэкономбанка для того, чтобы быть оператором по средствам Фонда национального благосостояния, которые пойдут на финансирование инфраструктурных проектов в России.
Вы озвучили инициативу о направлении 450 миллиардов рублей на три крупных инвестиционных проекта. Мы уже сейчас приступили с руководством Минфина к обсуждению возможных схем финансирования не только этих проектов, но и в целом доходных, надёжных, с пониженным риском проектов за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Имея в виду, что всё-таки Фонд – это специальная структура, специальный институт, который направлен на защиту интересов Пенсионного фонда и финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда. Поэтому, конечно, речь должна идти о проектах, которые бы гарантировали надёжность вложения этих средств.
Мне отрадно, что и Министерство экономики, его новый руководитель поддержал эту идею, опираясь на фактические цифры, которые говорят о том, что управление средствами Фонда через Центральный банк – доходность гораздо ниже, чем те средства, которые уже размещены во Внешэкономбанке и работают в том числе на поддержку российской банковской системы.
В.ПУТИН: Будем надеяться, что со временем у нас и Пенсионный фонд будет бездефицитным, и вот эта функция ФНБ покрывать дефицит Пенсионного фонда, она сама по себе должна исчезнуть в конце концов. Для этого, собственно говоря, мы и планируем дальнейшее развитие пенсионного дела. Это первое.
Второе. Вам обязательно нужно будет договориться с Фондом прямых инвестиций (ФПИ), потому что мы этот институт тоже будем подключать к этой работе. Здесь нужно, чтобы и Внешэкономбанк, и Фонд прямых инвестиций нашли каждый свою нишу. Но надо подумать, в какой части какой из институтов мы можем привлекать.
ВЭБ вполне может быть оператором проекта, а Фонд прямых инвестиций может дорабатывать в плане привлечения наших партнёров из других инвестиционных фондов, суверенных фондов для участия в этих проектах, имея в виду, что 450 миллиардов рублей, о которых я сказал, выступая в Петербурге на Экономическом форуме, это только стартовый капитал, по сути. Потому что каждый из этих проектов тянет на гораздо большую сумму, мы это с Вами прекрасно понимаем. Но без этого стартового капитала движение по этим трём направлениям вообще будет невозможно. Поэтому нам нужно выбрать такие оптимальные пути развития каждого из них, чтобы старт был удачным. В этом смысле, конечно, Ваше финансовое учреждение может сыграть очень заметную положительную роль. Я рассчитываю на это.
В.ДМИТРИЕВ: Если позволите, я ещё обратил внимание на то, что в Вашем выступлении в Петербурге Вы сделали акцент на наличие надёжных частных инвесторов, к которым я отношу и наш Фонд прямых инвестиций, и, самое главное, те фонды, с которыми мы уже взаимодействуем. Поэтому мы, конечно, нашу работу синхронизируем с ФПИ. Те переговоры, которые мы уже провели в Минфине, прошли при участии моего однофамильца. Мы, мне кажется, близки к поиску оптимальной структуры.
В.ПУТИН: Поработайте здесь. Правда, его вряд ли можно назвать частным инвестором, всё-таки деньги там государственные, а вот то, что может привлечь действительно частные суверенные фонды, это вполне вероятно, тем более что эти проекты, о которых мы с Вами знаем и о которых мы говорили, они действительно являются долгосрочными, но абсолютно надёжными.
Вкладывать в инфраструктуру такой страны, как Россия, – это, безусловно, надёжные вложения. Это, правда, не быстрые деньги, нет моментальной отдачи на эти вложения, зато они долгосрочные, ещё раз подчеркну, надёжные. И в них можно не просто хранить деньги, если говорить о различных резервных фондах, которыми, собственно, и являются эти инвестфонды наших партнёров, но можно получить прибыль, и они должны быть окупаемыми.
И нам, конечно, очень важно здесь иметь такую управляющую компанию, которая может работать с привлекаемыми ресурсами и обязательно обеспечить прибыль, иначе эти проекты не будут привлекательными для тех самых частных фондов, о которых мы сейчас только сказали.
<…> Источник: kremlin.ru.
Рейтинг публикации:
|